Животный мир субтропиков черноморского побережья кавказа. Воображаемое путешествие в национальный парк Сочинский

Черноморским побережьем Кавказа называется территория которая протягивается по берегу Черного моря от турецкой границы и до Таманского полуострова. В эту зону входят Грузия, Абхазия и прибрежные области Краснодарского края.

Животный мир побережья представляют 60 видов обитателей. Из хищников можно выделить рысь, кавказского медведя, шакала и барса. Здесь также живут косули, олени, кабаны, выдры, серны и туры. Есть много летучих мышей.

2 кавказский медведь

В этих местах большое количество интересных птиц, кроме привычных видов, тут обитают еще и такие необычные птицы: большой канюк, орел-ягнятник, оляпка, желна, кавказский тетерев, витютень.

7 орел-ягнятник

9 дятел желна

10 кавказский тетерев

11 витютень — крупный голубь

Кого здесь мало, так это земноводных и пресмыкающихся, иногда можно увидеть черепаху, есть ящерицы, ужи, крупные жабы и тритоны. А из редких видов — красные гадюки и удавы.

На Черноморском побережье Кавказа обитает много прекрасных и удивительных насекомых. Стрекотание цикад можно услышать издалека, иногда встречаются невероятно красивые бабочки, к примеру, редкий олеандровый бражник. Также тут живут светлячки, большие жуки, под названием жужелицы, моллюски и многоножки. Есть и насекомые-вредители: плодовая моль, виноградный долгоносик, черви, которые разрушают деревянные строения.

Из морских животных в этих местах встречаются дельфины, морские коньки, морские иглы, разные диковинные рыбки, крабы и медузы.

Растительный мир Черноморского побережья Кавказа насчитывает более 6000 видов, которые здесь произрастают, благодаря мягкому субтропическому климату. Есть много реликтовых растений: можжевельник высокий, лавровишня, падуб колхидский, рододендрон и другие. В Красную книгу России внесены редкие растения этого региона, такие как, иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный.

Древесная растительность, покрывшая горы, представлена такими видами как, граб, дуб и хвойные породы деревьев. Зато в южной части местности растут вечнозеленые кустарники, лианы, магнолии и пальмы. Климат способствует выращиванию винограда, цитрусовых, чая и других культур.

Для сохранения редких видов растений и животных, характерных для этого края, в регионе создано заказники и заповедники. Самый известный из них — Сочинский национальный парк. В нем сохраняется неповторимая природа Черноморского побережья Кавказа.

Видео: Красивая природа Кавказа.

Кавказа - это регион, протянувшийся вдоль Черного моря от границы с Турцией до Таманского полуострова. В него входят прибрежные области Краснодарского края, Абхазии и Грузии. Черноморское побережье Кавказа славится богатой природой, теплым климатом и обилием туристических центров. Самые известные курортные города региона - это Сочи, Адлер, Анапа, Гагры, Туапсе, Геленджик и другие. Кроме длительного купального сезона и обилия пляжей, туристов привлекает живописная природа Черноморского побережья Кавказа.

Климат региона

Черноморское побережье Кавказа расположено в субтропическом поясе.

Теплый климат обеспечивается своеобразием рельефа. Узкая полоса между морем и горами сохраняет плюсовую температуру зимой и умеренно высокую летом. Это можно объяснить тем, что горы не пропускают с севера холодный воздух, а нагретое за лето море отдает тепло воздуху зимой. Но в регионе наблюдается неодинаковое количество осадков. В северной части климат более сухой, и дождей выпадает мало. Южнее Туапсе высота гор увеличивается, и это обеспечивает большое количество осадков в течение года. Но все равно в регионе более 120 теплых солнечных дней. Такой климат обеспечивает своеобразие природы Черноморского побережья.

Особенности рельефа региона

Черноморское побережье протянулось вдоль моря более чем на 600 километров.

Протяженная береговая линия довольно слабо изрезана и имеет в основном плавные очертания. Около самого моря горные хребты невысокие, но в некоторых местах они подходят к самой воде и образуют причудливые скалы и обрывы. Севернее Анапы берег песчаный и низкий, с многочисленными косами и лиманными озерами. Природа Черноморского побережья Кавказа поражает разнообразием: от субтропических пейзажей с пальмами до глубоких ущельев, водопадов и ледников. Чем дальше на восток от берега моря, тем выше горы.

Растительный мир Черноморского побережья

Мягкий субтропический климат создает благоприятные условия для произрастания многих растений. Их в регионе насчитывается более шести тысяч видов. Встречается много лавровишня, рододендрон, падуб колхидский, можжевельник высокий и другие. Горы покрывает богатая древесная растительность с преобладанием дуба, граба и хвойных пород. На юге региона произрастают вечнозеленые кустарники и лианы, пальмы и магнолии. В самое холодное время года температура здесь не опускается ниже 4-5 градусов, и условия для этих растений благоприятные. Благодаря прекрасному климату растениеводство в регионе развито, успешно выращиваются чай, виноград, цитрусовые и другие культуры.

Животный мир Черноморского побережья Кавказа

В отличие от других территорий Кавказского края, этот регион очень своеобразен. Животные, которые там встречаются, характерны больше для Средиземноморья. Фауна побережья относительно бедна, несмотря на благоприятные погодные условия. Кого же можно встретить в этом регионе?

1. Прекрасны и необычны насекомые в этих местах. Издалека слышно стрекотание цикад, можно встретить больших красивых бабочек, например очень редкого Распространены большие жуки - жужелицы, множество светлячков, моллюсков и многоножек. Некоторые насекомые приносят вред, например малярийный комар или крупные сколопендры, которые больно кусаются. Много и насекомых-вредителей: винорадный долгоносик, плодовая моль и даже черви, разрушающие деревянные постройки.

2. Млекопитающие представлены в этом регионе всего 60 видами, но они очень своеобразны. Интересны хищные животные Черноморского побережья медведь, шакалы, рысь и барс - очень красивый и опасный. Широко распространены олени, косули и кабаны. Очень много летучих мышей. К редким видам относятся выдры, серны и туры.

3. Птицы Черноморского побережья также довольно своеобразны. Кроме общезвестных, которые заполняют Кавказские леса весной и осенью во время перелета, встречаются и особые виды: оляпка, большой канюк, желна, рогатый жаворонок, орел-ягнятник, витютень и многие другие.

4. Пресмыкающихся и земноводных в этом регионе довольно мало. Встречаются черепахи, много ящериц, тритоны и ужи. К редким видам относятся удавы и красные гадюки, а также крупные жабы, встречающиеся только на Кавказе.

Водный мир региона

Туристы, посещающие Черноморское побережье Кавказа, редко бывают в глубине региона. Чаще всего они отдыхают на берегу и поэтому знакомятся в основном с обитателями моря и прибрежной зоны. Водный мир региона тоже очень своеобразен. Встречается много видов промысловых рыб: сельдь, кефаль, камбала, игла-рыба и другие. Из пресноводных в реках распространена форель. Очень интересны морские обитатели: дельфины, морские коньки, медузы и креветки. Все они истребляются ради еды, добычи жира или просто для забавы.

Что делается для охраны природы в регионе

С конца 19 века новые поселенцы Черноморского побережья Кавказа стали активно осваивать территорию и истреблять ценные виды животных и растений. И только в 20-е годы 20 века стали предпринимать меры, чтобы сохранились уникальные животные Черноморского побережья Кавказа. В регионе создано несколько заповедников и заказников. В Кавказском государственном биосферном заповеднике сохранились исчезающие виды оленей и туров. В Головинском и Туапсинском разводятся олени, куницы, норки и лисы, а в Таманско-Запорожском охраняют водоплавающих птиц. Самый же известный - это Именно там сохранена уникальная природа, которой славится Черноморское побережье Кавказа. Фото этих мест привлекает много людей, желающих отдохнуть там и насладиться живописными видами.

Тема: У Черного моря. Цели урока: Сформулировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей. Учить работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой. Совершенствовать речь, умение наблюдать. Оборудование: Карта природных зон; картины, рисунки с изображением изучаемых объектов; видеофильм «Черноморское побережье Кавказа»; Ход урока I. Орг. момент II. На прошлом уроке мы изучали тему «Пустыни» (Дома нужно было нарисовать пустыню так, как представляют их дети). - Молодцы ребята все справились. - Найдите на карте полупустыни и пустыни нашей страны; - Я, думаю, что каждый умеет показать на карте. Но, а расположение зоны пустыни и полупустыни нам расскажет (ученик). Показ и рассказ: 1. 1 ученик: Полупустыни расположены на юго –западе страны на берегах Каспийского моря – это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая на площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песчаные валы – барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые, и даже каменистые. Лето в пустыне жаркое: поверхность Земли нагревается днём до плюс 700 , а в тени выше 400. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В пустыне очень хочется пить. В пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая, температура опускается до – 120С, и длится зима 2-3 месяца. 2. А какие растения здесь растут и как приспосабливаются к таким условиям жизни? 2 ученик: Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влагу и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни – верблюжья колючка (показ). У неё длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испарятся. Верблюжья колючка – растение невысокое. Так же в пустыне растет джузгун, колосняк, саксаул. 3. А как чувствуют себя здесь животные? 3 ученик: Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или животных. Чтобы найти воду, они должны быстро бегать или спать, чтобы не хотелось есть и пить. Животные пустыни: корсак, сайгак, тушканчик. 3. Кто хочет дополнить? 4 ученик: Самое большое животное пустыни – это верблюд. Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюдах говорят, что он в свих горбах носит запас воды, но это не так. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, на себе может везти до 500 кг тяжести. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы ими можно наступать на горячий песок не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения. Его губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3 – 4 дня, зато, дойдя до воды может выпить 6 – 8 ведер воды. 4. А какие экологические проблемы у пустыни? 5 ученик: освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из – за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Для сохранения природы, здесь создан заповедник «черные земли». III. А теперь мы с вами проведем тест по теме «Пустыни»: Тестирование проводится с помощью программы powerpoint на компьютере Пустыни Тест по «окружающему миру» в 4 классе 1.Пустыни занимают…  а) огромную территорию в центральной части России;  б) небольшую территорию по берегам северных морей;  в) небольшую территорию на юго-западе страны. 2.В пустыне…  а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима;  б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;  в) ярко выделяются все четыре времени года; 3.Пустыни России…  а) каменные;  б) песчаные;  в) глиняные. 4.В пустыне…  а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега;  б) выпадает малое количество осадков;  в) чаще всего осадков не бывает. 5.Растения пустыни…  а) высокие, широколиственные;  б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами;  в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями; 6.Животные пустыни…  а) в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни.  б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех,  в) в основном, низкорослые (грызуны), и птицы. 7.К растениям пустыни относятся:  а) ковыль, полынь, тюльпан;  б) морошка, брусника, черника;  в) колосняк, солянка, джузгун. 8.К животным пустыни относятся:  а) корсак, сайгак, тушканчик;  б) рысь, лев, тигр;  в) морж, тюлень, медведь. 9.Экологическими проблемами пустыни являются:  а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство;  б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство;  в) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство. 10.Пустынный заповедник:  а) Баргузинский;  б) Черные земли;  в) Приокско-Террасный. Взаимопроверка ответов. IV. Работа над новой темой: - Что напоминает вам этот шум? (Шум моря). Тема нашего сегодняшнего урока «Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона» Субтропики – это удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны Кавказские горы, а с другой Черное море.(показ на карте). На побережье расположены такие города как: Анапа, город – герой Новороссийск, Геленджик, Сочи. Что же означает слово «субтропики»? Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора. А приставка «суб» в переводе от латинского означает «под». Так, что же такое субтропики? Ученики: - Это территория под тропиками. Значит, солнце посылает сюда почти прямые лучи. Но лето здесь благодаря морю не очень жаркое, а зима, из – за того, что вода летом в море нагревается, отдает тепло побережью, поэтому она не холодная.. Из – за высоких молодых гор холодный северный воздух не может сюда проникнуть. Именно в этом кроется секрет удивительного климата и природы. На склонах гор лежит снег, в внизу лето. V. Благоприятные условия – тепло и влага - дает возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым растениям. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25 – 40 метров. Он живет до 500 лет. Каштан - дерево – долгожитель – может жить до тысячи лет, его высота до 35 метров. На Черноморском побережье растут много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, грецкие орехи. На склонах гор раскинулись плантации чая. VI. Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. Здесь можно увидеть огромное количество животных и насекомых, но здесь комары и мухи не беспокоят как у нас, там их не видно. Очень много разных птиц, бабочек. Это мы сейчас увидим на видеосюжетах. Удивительны и неповторимы морские звезды, огромное количество разной рыбы, морские коньки. Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову сказочного конька – горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конек на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зеленную – позеленеет. А дельфины – это самые умные животные, они замечательные пловцы. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде. Случалось, дельфины даже спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой с помощью звуковых сигналов. Даже подплывают к отдыхающим целыми стаями. Интересен и разнообразен животный мир Черноморского побережья. Можно много говорить о их обитателях. Кому интересно можете прочитать в энциклопедиях. VII. Берег Черного моря - это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бросает бытовой мусор, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки. Здесь их продают очень много. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк. Исчезающие животные и рыбы занесены в Красную книгу. А сейчас мы с вами посмотрим видеосюжеты о растениях, животных, увидим Сочинский национальный парк, природу субтропиков. VIII. О чем мы сегодня узнали на уроке? - Где расположена субтропическая зона? (На Черноморском побережье Кавказа). - Какая здесь погода? (умеренно жаркое лето, теплая зима.) - Что надо сделать, чтобы сохранить красоту и разнообразие природы этих мест? (не рвать, не мусорить природу) VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу. - Что вы увидели из того, что я вам рассказала? -Не хочется расставаться с этой удивительной природной зоной. Будем наедятся, что мы увидим ее такой же прекрасной, с уникальными растительными и животным миром, когда приедем сюда отдыхать. Дом.зад стр 132-140. «Проверь себя»: зад 1,3,4 или 2,5 (по выбору)

Урок окружающего мира по теме "Природная зона Черноморского побережья Кавказа"

Цель: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа, познакомить с географическим положением субтропической зоны, растительным и животным миром, деятельностью людей.

Задачи:

    развитие умения работать с картой, гербарием;

    совершенствование речи, умения наблюдать;

    развитие умения работать в группе.

Мультимедиа компонент : презентация PowerPoint

Ход урока

    Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (в форме пресс-конференции).

1.Поставьте вопросы для своих одноклассников по теме «Пустыня».(Учитель по желанию вызывает четырёх учеников. Остальные дети задают им вопросы, играя роль журналистов).

2.В это время 4 ученика работают по карточкам

Индивидуальная работа по карточкам (4 чел.)

Климат в пустыне:

А) сухой, холодный;
Б) сухой, влажный;
В) влажный, жаркий.

Большее количество животных в пустыне можно увидеть:

А) днём;
Б) утром;
В) ночью.

В пустыне не растёт:

А) саксаул;
Б) акация;
В) берёза.

Большой вред наносят:

А) ливневые дожди;
Б) снегопады;
В) песчаные бури.

Кораблём пустыни” люди называют:

А) сайгака;
Б) верблюда;
В) джейрана.

III . Сообщение темы и целей урока

Учитель: Дорогие юные исследователи! Мы продолжаем знакомиться с природными зонами России.

Предлагаю сегодня отправиться туда,
Где много солнца и морская вода.
Субтропики раскроют тайны нам,
Узнаем, что за животные обитают там,
Какие растения здесь растут,
И почему субтропиками эту зону зовут?

( Слайд 1 , )

3. Актуализация знаний

Обратимся к помощнице-карте. Она расскажет нам, что эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.

В переводе с латинского языка “суб” означает “под”, “субтропическая” означает “расположенная под тропиками”, т.е вблизи тропической зоны. А тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора. Основная часть субтропической зоны лежит южнее нашей страны, а к нам она как бы “заглядывает” и дарит настоящее чудо южной природы.

Давайте попытаемся раскрыть секрет удивительного климата и природы этой зоны ( слайд 2 ).

Представьте, что вы на пляже. Когда вода теплее –днём или вечером ?(вечером, потому что вода медленно нагревается и медленно остывает)

Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух.

К каким горам по высоте относят Кавказские горы ?(высокие ) ( Слайд 3 )

Т.е. они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

Сделайте вывод: в чём секрет удивительного климата и природы этой зоны? (Слайд 4 )

А вот как сказываются такие климатические условия на растительном и животном мире этой зоны, расскажите вы, юные ботаники, зоологи, экологи, поработав самостоятельно в группах.

4. Открытие новых знаний

Начинаем выслушивать подготовку «научных разработок» групп на основании их исследований

Географы

Проблемный вопрос:

Чем привлекательна эта зона для туристов?

Группа должна выяснить:

Где располагается на карте Черноморское побережье;

Климатические условия зоны.

В какое время года лучше отдыхать на Чёрном море.

Ботаники (слайд 5 – 15)

Проблемный вопрос:

Разнообразен ли растительный мир этой зоны?

Группа должна выяснить:

Причины разнообразия флоры;

Отличительные особенности растений субтропиков;

Растения. Виды растений.

Зоологи (слайд 15 – 29)

Проблемный вопрос:

Разнообразен ли животный мир этой зоны?

Группа должна выяснить:

Причины разнообразия фауны;

Обитатели суши;

Обитатели суши, добывающие пищу в море.

Обитатели моря.

Экологи (слайд 30 – 31)

Проблемный вопрос:

Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?

Чем является для людей черноморское побережье;

Экологические проблемы;

Растения и животные, занесённые в красную книгу.

После каждого «отчёта» группы выполняем работу в тетради на печатной основе.

Примерные выступления:

Выступление ботаников (рассматривание гербария)

Благоприятные условия –тепло и влага– дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25-40м, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды-орехи, но их нельзя есть. Бук живёт до 500 лет Каштан –дерево долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья с острыми зубчиками. Плоды-орехи можно употреблять в пищу. Растения, привезённые из разных теплых стран: кипарисы, пальмы

Можно ещё добавить о растущих виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая. Очень ценится пробковый дуб и самшит – дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения

Выступление зоологов (по ходу выступления зоологов обучающиеся заполняют таблицу в печатной тетради “Животные Черноморского побережья Кавказа”

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. В лесах обитают медведи, косули, кабаны, есть барсы, шакалы. В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы . Они кормятся рыбой. Баклан – хитрая, умная и очень прожорливая морская птица. Бакланы с трудом ходят по земле, но зато ловко лазают по деревьям, отлично летают и плавают. Они могут длительное время находиться под водой. Даже когда баклан сыт, он всё равно продолжает охотиться. Его глотка позволяет заглатывать очень больших рыб.

Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины Морские коньки -это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зелёную –позеленеет. Морская игла-это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и игла, а уколоть никого не может – мягкая. Дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Их блестящие тела идеально обтекаемой формы. Дельфины могут плавать со скоростью 45–50 км/ч. Дельфины питаются крупной и мелкой рыбой, моллюсками. Эти животные хорошо поддаются дрессировке, так как они сообразительнее собак и обезьян.

Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

Выступление экологов

Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает, безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустарников, обрывает цветы, ловит жучков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. Если к медузе прикоснуться, она обжигает, словно крапива. Так медуза защищается. Но некоторые люди вместо того, чтобы купаться осторожнее, предпочитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться.

В Красную книгу внесены редкие растения этих мест : (слайд 32)

Иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный. В районе Сочи есть уникальная тисо-самшитовая роща, которая находится под особой охраной. На страницы Красной книги попали некоторые животные, например дельфин черноморская афалина, жужелица кавказская. Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983 году создан Сочинский национальный парк. Он включает город-курорт Сочи и его окрестности, в основном горные леса.

6. Закрепление пройденного материала

Наше путешествие подходит к концу. В заключение я проверю, насколько вы были внимательны и наблюдательны.

Что вы расскажете друзьям о субтропиках России? (выслушиваются рассказы детей)

Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа? (Бережно относиться к природе, не бросать на побережье мусор.)

7. Рефлексия деятельности на уроке

Чем вам понравился урок?

Кому интересно было работать в группе?

Что оказалось самым сложным?

8. Домашнее задание

    Учебник, стр. 132-140 пересказать и ответить на вопросы;

    рабочая тетрадь на печатной основе, стр. 41-43 (составь цепь питания);

    представить фото из семейного альбома с рассказом “Удивительный фото-факт” (для тех, кто отдыхал на море).

Источники информации:

    Герасимов С.Н. Животный мир нашей Родины.- М.,1992.

    Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Корушникова Р.В. Почемучка.-4-е изд., испр. и доп.-М.: Педагогика-Пресс, 1993.

    Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир. 4 класс”. - М.: “ВАКО”, 2004. – С.125-132.

    Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2008. .

    Плешаков А.А.Рабочая тетрадь 1 к учебнику для 4 класса “Мир вокруг нас”/ А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – С. 41 – 46.

    Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению: Методические рекомендации в помощь учителю начальной школы. – М.: Новая школа, 1997.

    Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Нестандартные уроки интегративного курса “Окружающий мир”: учебно-методическое пособие для студентов факультета начального образования и учителей начальных классов.- Псков, 2007.

    Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир” 4 класс: к учебному комплекту А.А.Плешакова, Е.А.Крючкова “Мир вокруг нас: 4 класс” /Е.М.Тихомирова. – М.:Издательство “Экзамен”, 2006. – С. 91 – 97. - (Серия “Учебно-методический комплект”)

    www.portal-slovo.ru/rus/science/179/2648/

    http://tmn.fio.ru/works/112x/307/3-1.htm

    http://zooeco.com/0-dom-pt11-20.html

    http://www.turizm.ru/russia/gallery-22635

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Находить и показывать на карте природных зону субтропиков, рассказывать о них по карте. Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать цепи питания. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне». Работать с терминологическим словариком. Характеризовать зону субтропиков по плану . Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации, строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно - следственные связи. Использовать общие приемы решения задач.

Р. - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учȅта характера ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, совершенного результата.

К. - формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Основные понятия и определения

Черноморское побе-режье Кавказа, субтропики

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о природе и экологических проблемах Черноморского побережья Кавказа. Будем учить-ся правильно вести себя у моря.

Вспомни, с какими природными зонами мы уже познакомились. Где нам осталось побывать? Если тебе приходилось бывать на Черноморском побе-режье Кавказа, приготовься рассказать об этом.

Найди на карте Черноморское побережье Кавказа. Здесь расположена субтропическая зо-на, или субтропики. Что ты можешь рассказать по карте об этой природной зоне? Научись показывать её на карте.

Изучение нового материала

У Чёрного моря

Удивительна, не похожа на природу других мест нашей страны природа Черноморского по-бережья Кавказа.

Попав сюда, сразу чувствуешь, что находишь-ся на тёплом юге. Как ты уже знаешь, здесь расположена субтропическая зона, протянувшая-ся узкой полосой по побережью Чёрного моря. Основная часть субтропической зоны лежит юж-нее нашей страны, а к нам она лишь «загляды-вает» и дарит настоящее чудо южной природы.

В этой зоне умеренно жаркое лето и тёплая зима. Зимой идут дожди, а если и выпадает снег, то он быстро тает. Почему здесь такие тёплые зимы? Благодаря морю и горам. Море за лето нагревается, а зимой отдаёт тепло воз-духу. Горы не пропускают сюда холодные север-ные ветра.

Почвы Черноморского побережья Кавказа пло-дородны, а растительность богата.

Рассмотрите в гербарии и на рисунке рас-тения Черноморского побережья Кавказа. Поду майте, по каким признакам вы узнаете эти рас-тения в природе.

2.По рисунку учебника (с. 128—129) познакомь-тесь с животным миром Черноморского побе-режья Кавказа. Информацию о животных найди-те в тексте учебника

3.С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в природе Черноморского побережья Кавказа. Изготовьте модель характер-ной цепи питания.


1.Буковая роща. 2. Грецкий орех. 3. Ки-парисы. 4. Косуля. 5. Чайки. 6. Цикада.

Олеандровый бражник. 8. Бакланы. 9. Медуза-корнерот. 10. Дельфин. 11. Яще-рица кавказская. 12. Богомол. 13. Краб. 14. Морские коньки. 15. Морские иглы.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КАВКАЗА

Растительны мир Черноморского побережья Кавказа очень разнообразен. В лесах на склонах гор растут широколиственные деревья — дуб, бук, каштан настоящий. В парках и на город-ских улицах люди выращивают красивые расте-ния, привезённые из разных тёплых стран: кипа-рисы, магнолии, пальмы. Эти растения круглый год остаются зелёными. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы, персики.

Животный мир Черноморского побережья Кав-каза тоже очень разнообразен. Прекрасны насе-комые этих мест. Издалека слышно громкое стрекотание сидящих на веточках цикад (они питаются соком растений). Среди зелёных лис-тьев притаился хищный богомол, который под-жидает добычу — мух и других насекомых.

Под камнями прячется редкий крупный жук — жужелица кавказская, который питается улит-ками. В лесах в ночные часы зажигают свои огоньки жуки-светляки.

Изредка встречается удивительной красоты ба-бочка олеандровый бражник. Много и других красивых бабочек.

Из крупных животных назовём живущую в ле-сах косулю. На берегу моря живут чайки, бак-ланы, которые кормятся рыбой

Очень интересны морские обитатели: дельфи-ны, диковинные рыбки морские коньки и мор-ские иглы, а также крабы, медузы

ЧЕЛОВЕК У МОРЯ

Берега Чёрного моря — это место, куда при-езжают для отдыха и лечения многие тысячи людей. Здесь расположен красивейший город- курорт Сочи. В нём построены многочисленные санатории, дома отдыха, пансионаты.


В городе-курорте Сочи

Внимание! Во время отдыха у моря нужно быть осторожными, купаться только под присмот-ром взрослых, не заплывать за ограничительные буйки, ни в коем случае не купаться в шторм. На солнце можно находиться только в голов-ном уборе. Загорать нужно постепенно, начиная с нескольких минут, чтобы не получить ожогов. Необходимо пользоваться солнцезащитным кре-мом, который оберегает кожу от опасного воз-действия солнечных лучей. Лучшее время для отдыха на море — утренние и вечерние часы, когда не так жарко, как днём.

Одна из главных достопримечательностей го-рода Сочи — Дендрарий (от греческого слова «дендрон» — дерево). Это необыкновенно краси-вый парк, где собраны растения со всего мира. Здесь можно увидеть могучий кедр, родина ко-торого — далёкие горы Гималаи, и эвкалипт, «при-ехавший» из Австралии, и слоновую пальму из Южной Америки. Мы увидим бамбуковые рощи, заросли кактусов и, конечно же, высокие, устрем-лённые к небу кипарисы — одно из главных укра-шений парка.

К сожалению, Черноморское побережье Кавка-за не обходится без экологических проблем. Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его.

Люди, приезжающие сюда отдыхать, не всег-да относятся к природе бережно. Они срывают красивые цветы, ломают ветки деревьев и кус-тарников, вырезают надписи на стволах, пишут на скалах, выбрасывают мусор где попало, ло-вят на память жуков, бабочек, других насеко-мых, уничтожают крабов, медуз. Если к медузе прикоснуться, она обжигает, словно крапива. Так медуза защищается. Но некоторые люди, вместо того чтобы купаться осторожнее, пред-почитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца...

В Красную книгу России внесены редкие рас-тения этих мест: иглица колхидская (1), сам-шит колхидский (2), тис ягодный (3). В райо-не Сочи есть уникальная тисо-самшитовая роща, которая находится под особой охраной. На страницы Красной книги попали животные — дель-фин черноморская афалина (4) и уже извест-ная тебе жужелица кавказская (5).


Для сохранения природы Черноморского побе-режья Кавказа в 1983 году создан националь-ный парк «Сочинский». Он непосредственно примыкает к городу-курорту Сочи и включает его окрестности, в основном горные леса. По территории парка проходит множество экскурси-онных и туристических маршрутов. Например, многие туристы посещают знаменитые Ворон- цовские пещеры — таинственное подземное цар-ство. Для удобства туристов здесь проведено освещение, устроены дорожки, лестницы.

Каждый, кто живёт на Черноморском побере-жье Кавказа или приезжает сюда отдыхать, обя-зан беречь природу этого замечательного места

Осмысление и понимание полученных знаний

Обсудим!

1.Как вы объясните названия животных: мор-ской конёк, морская игла, богомол? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».

2.В книге «Великан на поляне» прочитайте рассказ «В пещере» и обсудите его. Почему пе-щеры нуждаются в охране?

Проверь себя

1. Покажи на карте зону субтропиков. Объяс-ни, где она расположена. 2. Как нужно вести себя у моря? 3. Дай краткую характеристику зоны субтропиков по плану на с. 71.

Вывод

На Черноморском побережье Кавказа распо-ложена субтропическая зона. Чтобы сохра-нить красоту и разнообразие природы этих мест, необходимо доброе, заботливое отно-шение к ней каждого человека.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: Черноморское побе-режье Кавказа, субтропики.

2.Нарисуй, как ты представляешь себе Чёр-ное море и его берега

3.Если тебе не приходилось бывать у Чёрно-го моря, подумай, какие вопросы ты задашь ребятам, которые там были.

4.С помощью Интернета соверши воображае-мое путешествие в национальный парк «Сочин-ский». Что интересного можно там увидеть? Что сотрудники национального парка делают для охраны природы Черноморского побере

У Черного моря

На природе. Побережье Черного моря.

Хостинг презентаций окружающий мир

Поделиться: