Перекрестная и кольцевая рифма. Не только двойные

В рэп-тусовке только и разговоров, что о двойных рифмах. Там говорят о том, как чертовски здорово слушать как совпадают не только ударные, но и безударные гласные. И окончание строки имеет сразу два слова, на которые будет подбираться рифма…

Да-да, двойные рифме в рэп-тусовке имеют какое-то магическое воздействие – их упоминают в батлах, над ними подшучивают, но всё также неустанно боготворят. На самом деле, способов рифмовать гораздо больше – пришло время рассказать и о них.

Группируем по степени сложности – от самого простого до ада адского.

1) Глагольная рифма

Это самый простой из существующих видов рифмы, а всё благодаря разнообразию глаголов в русском языке. Глагольную форму постоянно использовали многие известные поэты, но в рэп-тусовке она считается «зашкварной».

Его девушка неделю уговаривала трусы снять ,
но он ответил ей песней. Ну что с него теперь взять ?

(Басота на батле против Meowizzy)

2) Квадратная рифма

Квадратная рифма – это рифма, в которой у рифмующихся слов совпадают окончания. Например, мама – рама, пендель – крендель. Она в свою очередь делится на три типа.

а) Стандартный квадрат

Ваня Noize – охуенный пацан! Шутка! Он тупой гандон .
Мой куплёт входит в тебя как нож в картон .

(Гарри Топор против Noize MC)

б) Видоизмененный квадрат

Речь идет об изменении падежа или числа, а следовательно и окончания у одного из рифмующихся слов.

Твой рэп – без яиц, в игре ты не имеешь веса ,
Твой рэп – без яиц, ты не поэт, ты – поэтесса .

(ST против Гарри Топора)

Кстати, формы прилагательное-прилагательное и прилагательное-наречие тоже считаются квадратами.

Картина Александра Тимарцева «Опять квадратная рифма»

3) Акцентная/на созвучия

Следующая ступень развития для текстовиков – акцентная рифма или рифма на созвучия. И двойные, и тройные рифмы должны быть именно акцентными.

а) Точная

Точная рифма на созвучия – рифма, при которой у слов разные окончания, но есть созвучные слоги. Чем больше созвучных слогов, тем объемнее и сложнее она становится.

Точная рифма на созвучия имеет рифмующееся окончание, но при этом не является квадратной. Например, в первой строке используем слово «храм». Нам нужно слово с одним слогом и гласной «а», при этом на конце не должно быть букв «м» или «н». Например, слово «мрак». Храм-мрак – акцентная рифма на один слог.

Очень любит идеи Сталина Слава Карелин
И Иосиф у тебя внутри будто ты срака Валерии .

(Эрнесто Заткнитесь против Гнойного)

б) Неточная

Неточная рифма на созвучия – это рифма, где последние слоги не рифмуются. Например, нам нужно подобрать рифму на слово «мокрота». Транскрипция будет «нар-ко-та». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «мокро». Например, слово «балконный». Хорошо рифмуются два слога, но окончания неточные «та»=«ный». Но в общем получилась акцентная рифма на два слога наркота-балконный.

Теперь ловите примеры акцентных рифм с разным количеством слогов:

  • на один слог

Так вот. Ты любитель рисоваться, этот батл добавит красок на твой тусклый холст .
Ведь три моих раунда это триптих и я пускаю грехи по кругу я большой русский Босх .

(Rickey F против Sin)

  • на два слога

Кстати, после той шумной рыбалки Окси как-то приезжал в Москву инкогнито .
Угадайте, кого он встретил первым тем ранним утром? Александра Пархоменко .

(Дуня против Oxxxymiron)

  • на три слога

И это не ты, а кто же ты? Приспособленец, конъюнктурщик .
В русрэпе существуешь только как ведущий .

(Oxxxymiron против ST)

в) На шипящие/ться-ца

Это еще один пример простых рифм. В них рифмующиеся слоги имеют согласную «ш», «щ», «ц» или «ж». Они облегчают рифмовку, и пропадает престижность рифмы.

Он любит бить, но десять лет он бил баклуши .
Можешь навешать хорошо, но в основном лапши на уши .

(ST против D.Masta)

Наконец, перейдем к сложной рифмовке, к которой нужно стремиться всем батл-рэперам.

4) Внутренняя рифма

Итак, внутренняя рифма. Это вид рифмы, когда в строке рифмуется не одно слово, а несколько – в середине строки и в конце. Это могут быть как обычные два слова, так и две двойных рифмы.

а) Обычная внутренняя

Стандартный вариант, когда рифмуется слово в середине и в конце фразы.

Я рэпер, ты балагур , в этом батле ты падаван .
Дай мне рэп, а не каламбур , и куплеты, а не балаган .

(Oxxxymiron против ST)

б) Двойная внутренняя

Здесь рифмуются уже как минимум три слова. Причем, в конце может быть, как даблрайм, так и простая акцентная рифма. То же самое и в середине.

Он реально до баттла в боксёрских перчатках в спортзале заснял фотосет
Я ебать обосрался . Ты взял с собой капу ? Я-то думал, что баттл – эссе.

(Oxxxymiron против Johnyboy)

в) Множественная внутренняя

Здесь количество вариантов практически неограниченно. Все строки могут состоять из следующих друг за другом двойных или тройных рифм.

Только ты не ST1M, панк , тик-так , мой стиль тебя угостит так ,
Что тебе понадобятся механизмы в организме , как стимпанк , сука.

(Oxxxymiron против Johnyboy)

5) Начальная рифма

Суть начальной рифмы в том, что рифмуются слова на конце одной из строк, потом в начале и в конце второй строки. Также две строки могут рифмоваться только в конце, а третья будет рифмоваться с ними, но в начале.

Не до сна – мне шлют куплеты в скайп – метаспам ,
Молитесь на рэп? Я приду в этот храм – Герострат ,
Мне насрать , вам уходить с фарватера пора .

6) Двойная рифма/даблраймы

Это как раз те самые двойные рифмы, о которых говорят на каждом втором батле. Их не так сложно придумывать, при этом они хорошо звучат. Отсюда такая их популярность.

Сложность двойной рифмы зависит от суммы рифмующихся слогов. При даблраймах рифмуются два последних слова в строке.

Я был не на коне, я об этом помню. Порой с оппонентом идёшь впритык ,
Но сегодня я здесь и сегодня я в форме, сегодня мой хуй отсосёшь мне ты.

(Oxxxymiron против Johnyboy)

7) Тройная рифма/триплраймы

Этот вид рифмовки можно отнести к элите. Это более сложный и менее распространенный вариант двойной рифмы, когда рифмуются три последних слова в строке.

Нам тут пришлось выбиваться фактически из нулей ,
Измеряя длину дистанции количеством пиздюлей ».

8) Полнострочная рифмовка/панторифма

Самая сложная и престижная рифма. Суть её в том, что рифмуются все слова в каждой из строк. Немногие могут писать чистой панторифмой. Чаще всего её используют вкраплениями, так как весь текст, написанный панторифмой, превращается в ррр.

Годы словно Одиссея по окраинам,
Город Лондон против всех, часть вторая, ман.

9) Плотная рифмовка

Это частный случай множественной внутренней рифмы. Все слова в строках должны содержать один и тот же или несколько общих слогов.

Мой прогноз – ты про играешь, бро , и прост о пой дешь домой ».

ῥυθμός - размеренность, ритм или древне- нем. rim - число) - созвучие в окончании двух или нескольких слов.

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:

  • мужская рифма , где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть»:
    Оборвана цепь жизни молодой,
    Окончен путь, бил час, пора домой,
    Пора туда, где будущего нет,
    Ни прошлого, ни вечности, ни лет.
  • женская рифма , где оно падает на предпоследний. Например, именно такой тип используется в отрывке из поэмы А.С. Пушкина "Жених": "
    Везде сребро да злато,
    Всё светло и богато".
  • дактилическая рифма , в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1 и 3 строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2 и 4 являются ещё одним примером мужской рифмовки:
    Потонула деревня в ухабинах,
    Заслонили избёнки леса,
    Только видно, на кочках и впадинах,
    Как синеют кругом небеса.
  • гипердактилическая рифма , в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, - используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В. Я. Брюсова:
    От луны лучи протягиваются,
    К сердцу иглами притрагиваются…

Так же рифмы различаются по точности созвучий и способам их создания:

  • богатые рифмы, в которых совпадает опорный согласный звук. Примером могут служить строки из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»:
    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман.
  • бедные рифмы, где частично совпадают заударные звуки и ударный гласный.

Так же в стихосложении выделяется группа неточных рифм, являющихся сознательным художественным приёмом:

  • ассонансные рифмы, в которых совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные.
  • диссонансные (контрсонансные) рифмы, где, напротив, не совпадают ударные гласные:

Было

Социализм -

восторженное слово!

С флагом,

С песней

становилась слева,

И сама

На головы

спускалась слава

  • усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук в одном из рифмующихся слов.
  • йотированная рифма, которая является одним из широко распространённых примеров усечённой рифмы; так в ней, как видно из названия, дополнительным согласным звуком становится звук «й». Этот вид рифмы используется в данном стихотворении А. С. Пушкина в 1 и 3 строчке:
    Мчатся тучи, вьются тучи;
    Невидимкою луна
    Освещает снег летучий;
    Мутно небо, ночь мутна…
  • составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх и более слов, как во 2 и 4 строках Н. С. Гумилёва:
    Ты возьмёшь в объятья меня
    И тебя, тебя обниму я,
    Я люблю тебя, принц огня,
    Я хочу и жду поцелуя.
  • банальные рифмы, например: любовь - кровь, розы - слёзы, радость - младость. Над предсказуемостью подобных, так часто встречающихся у разных авторов рифм подшучивал ещё А. С. Пушкин в «Евгении Онегине»:
    И вот уже трещат морозы
    И серебрятся средь полей…
    Читатель ждёт уж рифмы «розы»,

Способы рифмовки

Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.

Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб ) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов ).

Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.

Следующий способ - перекрестная рифмовка - пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб )

Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще - первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Третий способ - кольцевая (в других источниках - опоясанная, охватная) - уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба )

Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).

Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.

И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв , абввба и др.

Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои.

В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.

Звуковые повторы - основной элемент фоники стиха, суть которого заключается в повторении внутри стиха и в соседних стихах группы одинаковых или похожих звуков. Основная функция З. п. заключается в обеспечении фонетической выразительности стиха. Примечательно, что в русской системе стихосложения звуковые повторы не являются канонизированным приемом, как, например, в финском, эстонском, якутском и некоторых других языках.


По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются в конце и начале стиха ("Редеет облаков летучая гряда", А. С. Пушкин; условное обозначение АВ... АВ), анафора, эпифора, стык (... АВ - АВ...), выделяются также звуковые повторы разложенные (АВ... А... В...) и суммирующие (А... В... АВ), метатетические (АВ... ВА), точные и неточные, двойные и тройные. К звуковым повторам относятся аллитерация, ассонанс, рифма.

Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

Подразумевается бо́льшая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем . Слововым видом аллитерации является тавтограмма . (повтора согласных).

Разновидностью ассонанса в некоторых источниках считают ассонансную рифму , в которой созвучны только гласные, но не согласные. Именно как разновидность рифмы определялся ассонанс, в частности, Энциклопедическим словарём Брокгауза и Ефрона , отмечавшим по состоянию на конец XIX века, что

особенно часто прибегают к ассонансу испанские и португальские поэты. Немецкие - лишь при переводах и подражаниях этим поэтам, и лишь немногие в оригинальных произведениях, например Шлегель в своем «Аларкосе». В народной поэзии славян с появления рифмы ассонанс часто встречается, но обыкновенно уже рядом с созвучием согласных в двух соседних строках стиха, таким образом является полная более или менее выработанная рифма, то есть созвучие гласных и согласных.

Сочинять стихи в юности пытаются многие. Некоторые даже продолжают «страдать» этим и в зрелом возрасте, воображая себя современным Пушкиным - талантливым и непревзойдённым поэтом. Но, к сожалению, не всегда то, что выходит из-под пера самородков, можно назвать настоящей поэзией. Даже если не брать во внимание содержание виршей, яркость поэтических образов, то зачастую техническая сторона произведения оставляет желать лучшего.

Техника стихосложения

Важными условиями техники стихосложения являются размер (ритм) и рифма. Несмотря на то что сегодня появилась масса субкультур, где при стихосложении игнорируют размеренность и ритмичность строк, полностью отказаться от рифм даже им не удаётся. Примером тому сегодня служит модное молодёжное движение, называемое рэпом: юность ищет свои пути выражения внутреннего мира. И тем, кто развивает новые течения в поэтическом искусстве, и тем, кто является поклонником классического направления в поэзии, сегодня так важно знать, какие рифмы бывают в русском языке.

Перекрестная рифма

Большинство стихов пишется таким образом, что в них рифмуются попарно первая и третья строчки, а также вторая и четвёртая. Если при разборе строфы дугами соединить слова-рифмы, то бросится в глаза такой факт: дуги пересекутся, как бы образуя крест. Потому-то это явление и называют "рифма перекрестная". Стих под названием «Размышления на морском берегу» поможет на примере тщательнее рассмотреть этот способ стихосложения.

Размышления на морском берегу

То не я - это чайки рыдали,

И прощались с ушедшим летом,

Не меня звали светлые дали…

Море им шептало ответы

Как же выжить-то, неприкаянной?

Как не видеть во всём лжи и фальши?

Разобраться в душе, заваленной

Хламом боли, обид и сомнений?

Как ошибок суметь избежать

И из тысячи сотен решений

Верный, точный ответ отыскать?»

Но, устав от рыданий, умолкли

Чайки. Море в сон погрузилось.

И ответы, как в сене иголки,

Не найти, коль не Божья милость.

Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма: общая информация

Здесь в каждом катрене (строфе, состоящей из четырёх строк) используется перекрестная рифма. Чаще всего поэты все катрены в одном отдельно взятом стихотворении пишут, используя один из нескольких либо все строчки заканчиваются на ударные слоги (мужская рифма), либо все строчки имеют женскую рифму, когда ударение падает на предпоследний слог, либо одна из зарифмованных пар строчек имеет мужскую рифму, а другая пара - женскую. Немного реже встречается дактилическая рифма, когда строка оканчивается на два безударных слога, которым предшествует ударный. И совсем редко удаётся встретить гипердактилическую (четырёх- или даже пятисложную) рифму, когда за ударным слогом следуют три или более безударных слога. Использование в одном стихотворении всех вариантов сразу - явление довольно редкое.

Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма: разбор на примере

В ранее представленном примере как раз прослеживается мужская, женская и дактилическая перекрестная рифма как вариант способа стихосложения. Например, в первом и последнем катренах наблюдается использование исключительно женских рифм, а во второй строфе первую и третью строку соединяет женская рифма, а вторую и третью - дактилическая. Третий катрен является образцом использования сочетания женская-мужская рифма. На самом деле здесь перекрестная рифма выражается схемой АбАб, где представляет собой женскую рифму, а строчная - мужскую.

Кольцевая рифма

Встречается так же часто, как рифма перекрестная, опоясывающая рифмовка строк. При этом способе стихосложения сочетаются первая с четвёртой строкой, а вторая - с третьей. Как пример опоясывающей, а по-другому - кольцевой рифмы, можно использовать вот эту строфу из стихов «О маме»:

Поцелую сморщенные руки…

Никогда они не знали скуки,

Как видно из примера, здесь прослеживается рифма в первой и четвёртой строках (малость - оставалось), а также во второй и третьей (руки - скуки).

Так же, как и перекрестная, кольцевая рифма может иметь варианты мужской, женской, дактилической и гипердактилической, а также их сочетаний. Чаще всего этот вид стихосложения используется в сонетах и практически никогда - в русской народной поэзии. Впервые появилась она в 18 веке, на исходе силлабического периода стихосложения. Наблюдать её можно у в «Письме II к стихам своим».

Парная рифма в детской поэзии

Рассуждая о способах сложения стихов, нельзя не упомянуть о парной рифме. Так же, как кольцевая и перекрестная, парная рифма наблюдается в русской поэзии довольно часто. Это, наверное, самый простой, понятный и доступный вид стихов, недаром именно этим способом написано большинство поэтических произведений для детей. Сюда относятся и скороговорки, и считалочки, и многие загадки.

Например, такие загадки в стихах написаны парной рифмой:

Он - горячий пароход, по материи плывёт.

А за ним такая гладь - ни морщинки не видать!

Длинные ушки, а хвостик короткий,

В клетке живёт он, пушистый и робкий.

Известный стишок про Таню, уронившую в речку мяч, автором которого является Агния Барто, как раз демонстрирует использование парной рифмы. Да и другие стихи, например, про бычка, который на бочок лёг спать в коробку, сонного мишку, улёгшегося в кровать, и про слона, не желающего спать, кивающего головой и посылающего привет своей слонихе.

Онегинская строфа

Обычно всё произведение поэт пишет в одном, избранном им ключе, используя либо кольцевую, либо парную, либо перекрестную рифму. Но Пушкиным Александром Сергеевичем был представлен миру оригинальный вариант, который в его честь был назван «онегинской строфой», так как появился в первых строках романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа состоит из трёх четверостиший и заключительного двустишия. Здесь в одном стихотворении встречаются сразу рифма кольцевая, парная, перекрестная. Этот способ жив и поныне, и иногда авторы стихотворных произведений обращаются к нему, дабы ярче выразить свои чувства и мысли.

В качестве примера можно взять стихи «О маме» полностью, один катрен которых уже был рассмотрен как пример опоясывающей рифмы.

О маме

Не забыла, отчего я дома,

Не забыла запаха родного.

Мама, я тебе купила розы!

Мамочка, прости, что уже поздно…

Что могу я? Только эту малость:

Поцелую сморщенные руки…

Никогда они не знали скуки,

Сил на отдых им не оставалось.

И глаза, когда-то ярко-синие,

Смотрят с фото - блёкло-голубые…

Волосы, роскошные, красивые,

Поредели, сделались седые…

Ты ждала меня здесь, у порога -

Только припозднилась я немного…

При разборе первого катрена становится ясно, что в его написании задействована парная рифма. Правда, ещё следует отметить, что здесь использована ассонансная рифма, в которой созвучны только но не согласные.

Действительно, слова «дома» и «родного» на первый взгляд довольно сложно назвать рифмой. Но в слове «дома» последняя безударная гласная стоит во II слабой позиции, поэтому даёт редуцированный звук «ъ». В слове «родного» тот же звук даёт буква «о» в заударной позиции. Подобным образом можно разобрать слова «розы» и «поздно». Правда, эта рифма усиливается общим согласным «з».

Второй катрен был рассмотрен нами выше: здесь прослеживается опоясывающая или кольцевая рифма. В третьем четверостишии используется перекрестная рифма. И завершает онегинскую строфу, как того требует выбранный стиль, двустишие.

Вот такое это сложное дело - стихи писать. И всё-таки научить подбирать правильно рифмы, выбирать способ стихосложения, соблюдать ритмический рисунок можно даже робота. А вот вкладывать в произведение частичку своей души - это по плечу далеко не каждому.

Пора уже, думаю, внести ясность, что такое рифма, какая она бывает и какие существуют способы рифмовки. То есть, сразу важно уловить - рифма и тип рифмовки - это не одно и тоже.

В типовых вариантах за 2011 год вопросы про мужскую, женскую рифму не встречались, были только про способ рифмовки, естественно, выпускник, видя слово рифма, по привычке вводил свой ответ.

Давайте же обратимся к одному из вариантов, где звучит вопрос про рифму - Вариант 10 .

Как называется рифма , использованная во всех строфах стихотворения?

Для сравнения сразу покажу вопрос со типом рифмовки - Вариант 15 .

Какой тип рифмовки использовал поэт в 1-й строфе стихотворения «Я не люблю иронии твоей»?

Подчеркнул вам ключевые слова, как видите, разница в вопросах есть, не путайте.

Теперь, думаю, стоит перейти к терминологии.

Рифма у нас бывает двух видов: мужская и женская, очень редко встречается дактилическая и гипердактилическая. Назвал последние два с той целью, чтоб всякие умники не пытались сказать, что мы тут не то даём.

Пример мужской рифмы:

И море, и буря качали наш че"лн;

Я, сонный, был предан всей прихоти во"лн.

Две беспредельности были во мне",

И мной своевольно играли оне". (Ф.И. Тютчев "Сон на море").

Мужская рифма - это такая, при которой ударение в стихотворной строке падает на последний слог.

У женской рифмы, следуя логике, ударение падает на предпоследний. Запомнить это можно так: мужики всегда последние, идут после дам. =)

Пример женской рифмы:

Есть речи значе"нье,
Темно иль ничто"жно,
Но им без волне"нья
Внимать невозмо"жно,
Как полны их зву"ки
Безумством жела"нья!
В них слезы разлу"ки,
В них трепет свида"нья. (М.Ю. Лермонтов "Есть речи значенье").

В дактилической рифме ударение падает на 3й слог с конца, в гипердактилической на 4й слог с конца. В ЕГЭ встречаются только мужская и женская.

Отчеркнули. Перейдем на тип рифмовки (система рифмовки, способ рифмовки, вид рифмовки - всё это одно и тоже). На самом деле, у нас уже есть материал на рифмовку , но повторим еще раз, не отходя от кассы.

В кимах встречаются следующие термины: смежная (парная), кольцевая (кольцо) и перекрёстная.

Смежная - рифмовка смежных стихов: первое со вторым, третье с четвертым, пятое с шестым и т.д. ааББ

По небу полуночи ангел лет ел (а)
И тихую песню он п ел; (а)
И месяц, и звезды, и тучи толп ой (Б)
Внимали той песне свят ой .; (Б)

Кольцевая - первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей. аББа

Любовь и дружество до вас (a)

Дойдут сквозь мрачные затворы , (Б)
Как в ваши каторжные норы (Б)

Доходит мой свободный глас . (a)

Перекрёстная - первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. аБаБ

О милых спутниках, которые наш свет (а)
Своим сопутствием для нас животворили
, (Б)
Не говори с тоской: их нет ;
(а)
Но с благодарностию: бы ли . (Б)

Это то, что бывает на ЕГЭ, всякие там сложные, открытые, бедные и проч. рифмы вы будете изучать на филфаке, к ЕГЭ необходим самый минимум, который я здесь вам осветил.

ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМОВКА

Рифмовка по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: абаб. При П. р. созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки соответственно, например:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

А.С. Пушкин

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМОВКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - эластичность, показывающая, как изменится спрос на товар А при изменении цены товара В на один процент. …
  • РИФМОВКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. см. рифмовать. 2. Порядок, система чередования рифм в стихе1. Свободная …
  • ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЕРЕКРЁСТНАЯ МОДУЛ́ЯЦИЯ, взаимная модуляция двух или большего числа колебаний вследствие их взаимодействия в нелинейных устройствах или при распространении в пространстве …
  • РИФМОВКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    рифмо"вка, рифмо"вки, рифмо"вки, рифмо"вок, рифмо"вке, рифмо"вкам, рифмо"вку, рифмо"вки, рифмо"вкой, рифмо"вкою, рифмо"вками, рифмо"вке, …
  • РИФМОВКА в словаре Синонимов русского языка:
    зарифмовывание, …
  • РИФМОВКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) разг. То же, что: рифмование (1). 2) а) Система, порядок чередования рифм в стихе. б) Характер …
  • РИФМОВКА в Словаре русского языка Лопатина:
    рифм`овка, -и, р. мн. …
  • РИФМОВКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    рифмовка, -и, р. мн. …
  • РИФМОВКА в Орфографическом словаре:
    рифм`овка, -и, р. мн. …
  • РИФМОВКА в Словаре русского языка Ожегова:
    порядок, система чередования рифм в стихе 1 Свободная р. рифмовка <= …
  • РИФМОВКА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    рифмовки, ж. (лит.). Система, порядок чередования рифм в стихе. Перекрестная рифмовка (рифмуются 1-й стих с 3-м, 2-й с 4-м). Охватная …
  • РИФМОВКА в Толковом словаре Ефремовой:
    рифмовка ж. 1) разг. То же, что: рифмование (1). 2) а) Система, порядок чередования рифм в стихе. б) Характер …
  • РИФМОВКА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. разг. то же, что рифмование 1. 2. Система, порядок чередования рифм в стихе. отт. Характер …
  • РИФМОВКА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. процесс действия по гл. рифмовать 2. Результат такого действия; система, порядок чередования рифм в стихе; рифмование 2.. 3. …
  • СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    С. к антигенам, имеющим общие детерминанты с аллергеном, вызвавшим …
  • РЕАКТИВАЦИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    включение локусов бактериофага, инактивированного ультрафиолетовым облучением, в потомство необлученного жизнеспособного бактериофага при смешанном заражении бактериальной …
  • ИНФЕКЦИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    (i. cruciata) И. в результате взаимного обмена возбудителями среди лиц (больных или реконвалесцентов), находящихся в тесном …
  • ДИСТОПИЯ ПОЧКИ ГЕТЕРОЛАТЕРАЛЬНАЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    (d. renis heterolateralis cruciata) врожденная Д. почки с ее расположением на противоположной стороне, рядом со второй …
  • ДИПЛОПИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    (d. cruciata; син. д. разноименная) Д., при которой изображение, относящееся к правому глазу, проецируется слева, а относящееся к левому, - …
  • ГЕМИПЛЕГИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    (h. cruciata; син. г. крестообразная) сочетание центральных параличей одной руки и противоположной ноги; наблюдается при одностороннем поражении продолговатого мозга, на …
  • ГЕМИАТРОФИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    (hemiatrophia cruciata) гемиатрофия, характеризующаяся уменьшением лица с одной стороны, а туловища и конечностей - с …
  • ГЕМИАНЕСТЕЗИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    (hemianaesthesia cruciata) см. Гемианестезия альтернирующая …
  • АЛЛЕРГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    А. р. на перекрестно-реагирующие (общие) …
  • СМЕЖНАЯ РИФМОВКА
    - рифмовка, по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: аабб. При С. р. созвучны первая и вторая, третья и четвертая строки …
  • ПАРНАЯ РИФМОВКА в Словаре литературоведческих терминов:
    - См. смежная …
  • ОПОЯСЫВАЮЩАЯ РИФМОВКА в Словаре литературоведческих терминов:
    (охватная, кольцевая рифмовка) - рифмовка, по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: абба. При О. р. созвучны первая и четвертая, вторая …
  • ПЕРЕКРЕСТНАЯ МОДУЛЯЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    взаимная модуляция двух или большего числа колебаний вследствие их взаимодействия в нелинейных устройствах или при распространении в пространстве с нелинейными …
  • ЧАСТУШКА
    жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 …
  • СТРОФА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. strophe, буквально - поворот), в стихосложении - группа стихов, объединённых каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из группы …
  • Кислота оксолиниевая
  • Эритромицин в Справочнике лекарственных средств.
  • Гентамицина сульфат в Справочнике лекарственных средств.
  • Канамицин в Справочнике лекарственных средств:
    КАНАМИЦИН (Kanamycinum). Антибактериальное вещество, продуцируемое лучистым грибом Streptomyces kanamyceticus другими родственными организмами. Относится к антибиотикам группы аминогликозидов. О-3-Амино-3-дезокси- a -D …
  • ШТОКХАУЗЕН в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (Stockhausen) Карлхайнц (род. 1928) Современный немецкий композитор, исполнитель-дирижёр и звукорежиссёр, а также теоретик музыки, который своей творческой деятельностью — прямо …
  • УКУСЫ ЖИВОТНЫХ в Медицинском словаре:
  • УКУСЫ ЖИВОТНЫХ в Медицинском большом словаре:
    Частота. Укусы собак отмечают 12:1 000 населения. Укусы кошек -16:10000. Факторы риска - Собаки чаще кусают в послеполуденное время, особенно …
  • ДИПЛОПИЯ РАЗНОИМЕННАЯ в Медицинских терминах:
    (d. heteronyma) см. Диплопия перекрестная …
  • ГЕМИПЛЕГИЯ КРЕСТООБРАЗНАЯ в Медицинских терминах:
    (h. cruciata) см. Гемиплегия перекрестная …
  • ГЕМИАНЕСТЕЗИЯ АЛЬТЕРНИРУЮЩАЯ в Медицинских терминах:
    (hemianaesthesia alternans; син. гемианестезия перекрестная) альтернирующий синдром при поражении моста мозга (варолиева моста) с вовлечением в процесс ядра среднемозгового пути …
  • СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от греч. syllabe - слог) - стихосложение, основанное на одинаковом количестве слогов в каждой стихотворной строке (равносложии): длина стих …
  • РИФМА в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от греч. rhythmos - соразмерность) - одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы …
  • ВНУТРЕННЯЯ РИФМА в Словаре литературоведческих терминов:
    - рифмовка слов, стоящих в середине стиха. Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам... Н.А. …
  • ТРУБАДУРЫ в Литературной энциклопедии:
    [от провансальского trobar — «находить», «изобретать», отсюда «создавать поэтические и музыкальные произведения», «слагать песни»] — средневековые провансальские поэты-лирики, составители песен …
  • СТРОФА в Литературной энциклопедии:
    организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части. Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в …
  • МАЯКОВСКИЙ в Литературной энциклопедии.
  • ВОЛЬНЫЙ СТИХ в Литературной энциклопедии:
    , как и белый стих, представляет собою модификацию силлабо-тонического стиха (см.) , принципиально от него не отличающуюся, …
  • БЫЛИНЫ в Литературной энциклопедии:
    ТЕРМИН — русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «стари?н», «ста?рин» и «старинок». Термин былины …
Поделиться: