Сам себе диагност: можно ли доверять психологическим тестам. Психологические тесты и их достоверность Стандартизация и требования к использованию тестов

Говорит ли о чем-то любовь к желтому цвету и что такое «шкала лжи».Мало что может быть интереснее, чем исследовать самого себя, - наверное, поэтому так популярны психологические тесты. Сотни сайтов и книг заполнены опросниками разного уровня сложности

Мало что может быть интереснее, чем исследовать самого себя, - наверное, поэтому так популярны психологические тесты. Сотни сайтов и книг заполнены опросниками разного уровня сложности, откуда любознательные пользователи черпают все объясняющие диагнозы, как для себя, так и для ближних, - за несколько кликов можно убедиться в собственной интроверсии или внезапно открыть в себе социопата. Но насколько полезна такая самодиагностика, каким тестам действительно можно доверять и пользуются ли ими сами психотерапевты или психиатры? Как про меня писали

Как оценить качество того или иного теста? Для большинства пользователей это вполне очевидно - если получившийся результат соответствует реальности, значит, в опроснике как минимум что-то есть. Но способны ли мы объективно охарактеризовать самих себя? В 1948 году американский психолог Бертрам Форер провел эксперимент - выдав студентам психологический тест, по результатам которого он якобы собирался провести анализ их личностей, он попросил их как можно подробнее заполнить его. Затем, под видом результатов, он раздал всем один и тот же текст, взятый из гороскопа, и попросил оценить достоверность характеристики.

Средняя оценка, данная студентами, составляла 4,26 балла из 5. Впоследствии эксперимент повторялся сотни раз, и средний результат на сегодня составляет 4,2 балла. Эффект, обнаруженный в ходе эксперимента, получил название эффекта Форера (а позже еще и эффекта Барнума - в честь американского шоумена, известного талантом к психологическим манипуляциям). И люди, знакомые с этим когнитивным искажением, оценивают результаты психологических тестов и их правдоподобность чуть более критично.

Докопаться до сути

Тем не менее тесты, которым доверяют специалисты в области психиатрии и психотерапии, существуют. Правда, на их составление требуется довольно много ресурсов и усилий.

При разработке теста команда исследователей в первую очередь определяет его целевую группу - лексика и уровень сложности должны ей соответствовать. Одна из главных трудностей - максимально полно раскрыть каждую характеристику индивида с помощью минимального количества вопросов. Слово «минимального» не нужно понимать буквально - редкий серьезный тест насчитывает меньше сотни пунктов. Как правило, помимо вопросов «по сути» в опросник добавляется так называемая «шкала лжи» - вопросы, помогающие определить, был ли отвечавший честен и внимателен. К ним относятся повторы одного вопроса с некоторой частотой, переформулирование одного вопроса, вопросы-ловушки и многое другое. Получить честные ответы также помогает искаженное описание теста - рассчитывая, что его проверяют на что-то одно, о другом анкетируемый может писать честнее.

После формулировки вопросов к тесту составляются инструкции и задаются временные рамки. Наконец, тест проходит проверку на надежность (два варианта ответов от одного человека должны быть в идеале идентичными) и валидность, то, насколько тест отражает настоящее положение вещей, - это можно проверить, к примеру, сравнивая результаты составляемого теста и другого, уже зарекомендовавшего себя.

В результате всей этой подготовительной работы на выходе получается инструмент, с помощью которого можно оценивать те или иные особенности клиентов или пациентов. Неудивительно, что по-настоящему «серьезных» психологических тестов не так много. Расскажем про некоторые из них.


Я-структурный тест Аммона (ISTA)

Согласно теории немецкого психиатра Гюнтера Аммона, из взаимодействия различных черт личности между собой и со средой и вырастает внутренняя идентичность человека. Основополагающие черты, составляющие фундамент этой конструкции, не осознаются, но лежат в основе всего, что мы говорим, делаем и чувствуем. Они, помимо всего прочего, могут быть конструктивными, деструктивными и дефицитарными. Конструктивная агрессия, к примеру - осадить хама, кричащего в метро. А деструктивная - накричать на пятерых подчиненных после такого случая, никак не осадив самого хама. Индивид с дефицитарной агрессией же не сделает ни первого, ни второго - лишь уйдет в собственные мысли о жестокости мира вокруг. Определить конструктивность, деструктивность и дефицитарность можно, по мнению Аммона, для шести основных черт личности - к ним относятся агрессия, тревога/страх, внешнее отграничение «я» (то есть способность задавать свои границы в коммуникации), внутреннее отграничение «я» (то есть понимание своего внутреннего мира), нарциссизм и сексуальность. Для каждой из них в тесте Аммона есть своя шкала. Смысл психиатрии по Аммону - восполнение дефицитов и устранение перекосов в ядре личности. А для этого, предсказуемо, то и другое надо найти. Вот для этого-то и используется этот тест.

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (MMPI)

Структурный тест Аммона содержит 220 вопросов - и те, кто считает, что это много, ничего не слышали про MMPI. 567 его вопросов оценивают личность отвечающего по 10 шкалам. Из него можно узнать, к примеру, о склонности к социопатии, депрессии, ипохондрии, соответствии роли мужчины или женщины и многом другом. Помимо десяти основных шкал есть также четыре оценочных, по трем из которых можно определить степень тщательности заполнения теста, правдивость ответов и уровень затруднений при ответах, а четвертая помогает сгладить искажения в результатах.

MMPI на сегодня можно смело назвать самым проработанным, изученным и популярным методом тестирования - созданный в 1930-х годах учеными Университета Миннесоты, он многократно дорабатывался и корректировался. Что, с одной стороны, позволяет узнать о тестируемом (например, о себе) много ценной информации, а с другой - вынуждает любого желающего прочесть всерьез огромные инструкции и разъяснения результатов.

16-факторный личностный опросник Кеттелла (16-РF)

В 1930-х годах XX века два американских психолога пришли к выводу, что любая значимая индивидуальная черта рано или поздно обретет имя в языке. Это заключение получило название «лексической гипотезы». На этом команда из двух психологов не остановилась - они выписали из двух самых уважаемых английских словарей 4500 (то есть все, которые нашли) прилагательных, описывающих личность. Их современник, Рэймонд Кеттелл, оценив список, решил, что все прилагательные можно структурировать, отнеся к той или иной более общей характеристике личности. И по итогам экспериментов разбил их все на 12 факторов. После чего дописал еще четыре, которые, по его мнению, тоже должны были появиться. Несмотря на несколько сомнительную методологию, именно это выделение 16 факторов личности легло в основу теста, который на сегодня считается одним из наиболее заслуживающих доверие и часто используется в управлении персоналом, маркетинге, исследованиях и других областях.


Работают ли «тесты в картинках»?

Помимо психологических тестов, предусматривающих заполнение анкет, есть и другие - в которых отвечающему вообще не нужно думать о себе и своих качествах: бессознательное и проективное мышление должны все сделать за них. Самые известные из них - тесты Люшера и Роршаха.

Цветовой тест Люшера

Швейцарский психотерапевт Макс Люшер верил, что цветовое восприятие людей объективно, - то есть каждый из цветов для всех значит одно и то же (фиолетовый, скажем - нереалистичность и очарованность, а желтый - эксцентричность, проактивность и вдохновение). Но предпочтение того или иного цвета субъективно - каждый человек считает тот или иной оттенок приятным или неприятным, исходя из своего внутреннего состояния. Следовательно, показывая ему цветные карточки и глядя на его отношение к цветам, можно определить черты его личности и общее состояние.

С 1948 года, когда тест появился, в его адрес высказывались и критика, и восхищение. Сегодня в профессиональной среде к нему скорее относятся настороженно. Отчасти потому, что гипотеза об объективном цветовом восприятии до сих пор не имеет серьезного научного основания (хотя Люшеру и удалось подтвердить ее эмпирически с помощью количественных исследований, до сих пор никто не может гарантировать, что желтый цвет ассоциируется с вдохновением у 100% населения Земли). А отчасти потому, что результаты теста почти не совпадают с классическими тестами, к примеру, MMPI.

Тест Роршаха

Смысл, концепцию и цели теста Роршаха чуть более чем полностью передает анекдот «Доктор, а откуда у вас такие картинки?». Тест Роршаха - проективная методика, в рамках которой испытуемому предлагается описать, на что, по его мнению, похожи чернильные пятна, предлагаемые психотерапевтом, на основе чего последний описывает те или иные черты его личности. Небольшой курьез заключается в том, что существует больше одной версии интерпретации результатов теста. В рамках одной из школ результаты интерпретируют с позиций классического психоанализа (то есть рассуждая об инстинктивных влечениях клиента и их выражении), в рамках другой - с позиций психологии «я», и здесь психологи рассуждают о стиле мышления и регуляции эмоциональной жизни клиента. Словом, даже при наличии подробных инструкций по прохождению с формулами по расчету отдельных критериев в этих пятнах все же можно увидеть что-то свое.

ъДТБЧУФЧХКФЕ! уЕЗПДОС ЧФПТОЙЛ - Б ЪОБЮЙФ, РТЙЫМП ЧТЕНС ДМС ЙЪХЮЕОЙС ПВЭЕК РУЙИПМПЗЙЙ, ЪОБОЙЕ ЛПФПТПК НПЦЕФ УЙМШОП ХРТПУФЙФШ ОБЫХ ЦЙЪОШ. дБЧБКФЕ РПРТПВХЕН ПФЧЕФЙФШ ОБ ЧПРТПУ: "уФПЙФ МЙ ДПЧЕТСФШ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙН ФЕУФБН?" й ЕУМЙ ДБ, ФП ЛБЛЙН? уЕЗПДОС ФЕУФЩ ЕУФШ ЧЕЪДЕ, ЙИ ОЕ РХВМЙЛХЕФ ТБЪЧЕ ЮФП МЕОЙЧЩК. дБЦЕ ДЕФУЛЙЕ ЦХТОБМЩ РЕУФТСФ ФЕУФБНЙ, Й ДЕФЙ СЧОП ДПЧПМШОЩ. й ИПФС ЧУЕ ЬФЙ ФЕУФЩ ХУМПЧОП УЮЙФБАФУС РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙНЙ, РП УХФЙ ФБЛПЧЩНЙ ЧПЧУЕ ОЕ СЧМСАФУС. рПЬФПНХ ДБЧБКФЕ ТБЪВЙТБФШУС, ЮФП ФБЛПЕ ФЕУФЩ, ПФЛХДБ ПОЙ ЧЪСМЙУШ, ДМС ЮЕЗП ЙУРПМШЪХАФУС Й ЮФП УПВПК РТЕДУФБЧМСАФ ЙИ ТЕЪХМШФБФЩ.

с ЪБФТБЗЙЧБА ЬФПФ ЧПРТПУ Ч ТХУМЕ ПВЭЕК РУЙИПМПЗЙЙ, РПФПНХ ЮФП НОПЗЙЕ МАДЙ ИПФСФ МХЮЫЕ ХЪОБФШ УЕВС, ЙУРПМШЪХС РУЙИПДЙБЗОПУФЙЛХ ДМС МЙЮОЩИ ГЕМЕК. й ЬФП ОПТНБМШОП. рТПУФП ОХЦОП ЪОБФШ, ЛБЛЙНЙ ЙОУФТХНЕОФБНЙ РУЙИПДЙБЗОПУФЙЛЙ НПЦОП РПМШЪПЧБФШУС УБНПУФПСФЕМШОП, ЛБЛЙНЙ - У РПНПЭША УРЕГЙБМЙУФБ, Б ЛБЛЙЕ ЧППВЭЕ ЙОУФТХНЕОФБНЙ РУЙИПДЙБЗОПУФЙЛЙ ОЕ СЧМСАФУС.

йФБЛ. фЕУФЩ - ЬФП УРЕГЙБМЙЪЙТПЧБООЩЕ НЕФПДЩ РУЙИПДЙБЗОПУФЙЮЕУЛПЗП ЙУУМЕДПЧБОЙС, РТЙНЕОСС ЛПФПТЩЕ, НПЦОП РПМХЮЙФШ ЛПМЙЮЕУЧЕООХА Й ЛБЮЕУФЧЕООХА ИБТБЛФЕТЙУФЙЛХ ЙЪХЮБЕНПЗП СЧМЕОЙС.

лУФБФЙ, ЙНЕКФЕ ЧЧЙДХ, ЮФП РТЙ МАВПН ФЕУФЙТПЧБОЙЙ (Б ФБЛЦЕ - ЧП ЧТЕНС ЗБДБОЙС!) ЙНЕЕФ НЕУФП ЬЖЖЕЛФ вБТОХНБ: ЕУМЙ ОБН ЮФП-ФП РТЕРПДОПУСФ РПД ОБХЮОП-НЙУФЙЮЕУЛЙН УПХУПН, ДБ ЕЭЕ Ч МЙЮОПУФОПК БДТЕУПЧЛЕ - НЩ УЛМПООЩ Ч ЬФП ЧЕТЙФШ. фБЛ ЮФП ВХДШФЕ ВДЙФЕМШОЩ

уФПЙФ УЛБЪБФШ, ЮФП ПФ ДТХЗЙИ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ НЕФПДПЧ (ОБВМАДЕОЙЕ Й ЬЛУРЕТЙНЕОФ), ФЕУФЩ ПФМЙЮБАФУС ФЕН, ЮФП ЮФП ПОЙ УФТПЗП УФБОДБТФЙЪЙТПЧБОЩ ОБ ЛБЦДПН ЬФБРЕ - РТПЧЕДЕОЙС, ПВТБВПФЛЙ Й ЙОФЕТРТЕФБГЙЙ.

рЕТЧЩЕ РПДПВЙС ФЕУФПЧ РПСЧЙМЙУШ Ч ТБВПФБИ жТЕОУЙУБ зБМШФПОБ Ч ЛПОГЕ 19 ЧЕЛБ. уБНП УМПЧП «ФЕУФ» ЧРЕТЧЩЕ ХРПФТЕВМСЕФУС лЕФФЕМПН Ч 1890 ЗПДХ. б РПДМЙООЩН УПЪДБФЕМЕН ФЕУФБ УЮЙФБЕФУС бМШЖТЕД вЙОЕ - УПЪДБФЕМШ ЧУЕН ЙЪЧЕУФОПЗП ФЕУФБ ЙЪНЕТЕОЙС ХТПЧОС ЙОФЕММЕЛФБ - 1906 ЗПД.

фЕУФПЧЩЕ НЕФПДЙЛЙ ОЕ Ч УПУФПСОЙЙ ДБЧБФШ РТПЗОПЪЩ, РП ВПМШЫЕК ЮБУФЙ ПОЙ УЙФХБФЙЧОЩ - Ф.Е. ДБАФ ЙОЖПТНБГЙА П ФЕЛХЭЕН УПУФПСОЙЙ. оП ЬФП ЧП НОПЗЙИ УМХЮБСИ ПЮЕОШ ХДПВОП. й ОБЙВПМЕЕ ЫЙТПЛП РТЙНЕОСЕФУС Ч ЛМЙОЙЮЕУЛПК РУЙИПМПЗЙЙ.

чУЕ ФЕУФЩ НПЦОП ТБЪДЕМЙФШ ОБ ДЧЕ ВПМШЫЙЕ ЗТХРРЩ.

1. лПМЙЮЕУФЧЕООЩЕ - ФЕУФЩ УРПУПВОПУФЕК. йЪНЕТЕОЙС РТПЙУИПДСФ Ч ВБММБИ.

2. мЙЮОПУФОЩЕ - ПРЙУБОЙЕ МЙЮОПУФЙ Ч ГЕМПН. ъДЕУШ РТЕПВМБДБАФ ЛБЮЕУФЧЕООЩЕ НЕФПДЙЛЙ.

мЙЮОПУФОЩЕ ФЕУФЩ Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ ДЕМСФУС ОБ ПРТПУОЩЕ Й РТПЕЛФЙЧОЩЕ.

пРТПУОЩЕ ФЕУФЩ ОБЙВПМЕЕ ТБУРТПУФТБОЕОЩ Ч ВЩФХ Й РПОСФОПЕ ДЕМП, РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК УРЙУПЛ ОЕЛПФПТЩИ ЧПРТПУПЧ. ьФЙ ФЕУФЩ ЙНЕАФ ПДОЙ ПЗТПНОЩК НЙОХУ - РТЙ ФЕУФЙТПЧБОЙЙ ЧЛМАЮБЕФУС ЬМЕНЕОФ УПГЙБМШОПК ЦЕМБФЕМШОПУФЙ. ьФП ЛПЗДБ ЧЩ ПФЧЕЮБЕФЕ ОБ ЧПРТПУ ОЕ ФБЛ, ЛБЛ ЕУФШ ОБ УБНПН ДЕМЕ, Б ФБЛ, ЛБЛ ЧБН ИПФЕМПУШ ВЩ ЧЩЗМСДЕФШ Ч ЗМБЪБИ ПЛТХЦБАЭЙИ. оЕ УФПЙФ ДХНБФШ, ЮФП ЧЩ ЮЕУФОЩ У УПВПК Й УПГЙБМШОБС ЦЕМБФЕМШОПУФШ ЧБН ОЕ РПНЕИБ. ьФП РТПЙУИПДЙФ РПДУПЪОБФЕМШОП Й РПФПНХ ДЕКУФЧХЕФ ОБ ЧУЕИ, Х ЛПЗП ЕУФШ РПДУПЪОБОЙЕ

рПЬФПНХ Ч РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ ПРТПУОЩИ ФЕУФБИ ПВСЪБФЕМШОП ЙНЕАФУС ЧПРТПУЩ, ЛПФПТЩЕ УОЙЦБАФ ЧМЙСОЙЕ УПГЙБМШОПК ЦЕМБФЕМШОПУФЙ ОБ ТЕЪХМШФБФ. чП ЧУЕИ ПУФБМШОЩИ МАВЙФЕМШУЛЙИ ФЕУФБИ ФБЛБС ЫЛБМБ, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, ПФУХФУФЧХЕФ. б ЪОБЮЙФ Й ТЕЪХМШФБФЩ ВХДХФ УПНОЙФЕМШОЩНЙ. мХЮЫБС ЙЪ РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ ПРТПУОЩИ НЕФПДЙЛ ОБ ТХУУЛПН СЪЩЛЕ - ЬФП унйм. рТПКФЙ НПЦОП УБНПУФПСФЕМШОП, ОП ЪБ ЙОФЕТРТЕФБГЙЕК ТЕЪХМШФБФПЧ МХЮЫЕ ПВТБФЙФШУС Л УРЕГЙБМЙУФХ, ЛПФПТЩК ЙНЕЕФ ПРЩФ ТБВПФЩ ЙНЕООП У ЬФПК НЕФПДЙЛПК. пОБ РТЕДПУФБЧМСЕФ ППППЮЕОШ НОПЗП ТЕЪХМШФБФПЧ П ЧБЫЕК МЙЮОПУФЙ, ЛПФПТЩЕ ОБЧЕТОСЛБ РТЙЗПДСФУС Ч ТБЪМЙЮОЩИ УЖЕТБИ. рПЬФПНХ РТПКФЙ ЕЕ ИПФС ВЩ ТБЪ УФПЙФ ЛБЦДПНХ.

рТПЕЛФЙЧОЩЕ НЕФПДЙЛЙ ЧБН ФПЦЕ ОБЧЕТОСЛБ ЪОБЛПНЩ. фЕУФ РСФЕО тПТЫБИБ ОЕ ТБЪ ДЕНПОУФТЙТПЧБМУС Ч ЛЙОП.

нЕФПДЙЛБ «оЕУХЭЕУФЧХАЭЕЕ ЦЙЧПФОПЕ» ЙМЙ «дПН, ДЕТЕЧП, ЮЕМПЧЕЛ» ЪОБЛПНБ НОПЗЙН ТПДЙФЕМСН, РПФПНХ ЮФП ЮБУФП ЙУРПМШЪХЕФУС ДМС ТБВПФЩ У ДЕФЛБНЙ.

вПМЕЕ ЙЪЧЕУФОЩК Ч РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ ЛТХЗБИ фбф (ФЕНБФЙЮЕУЛЙК БРРЕТГЕРФЙЧОЩК ФЕУФ) - ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛХ РТЕДЯЧМСЕФУС ЛБТФЙОЛБ Й РТЕДМБЗБЕФУС ПВЯСУОЙФШ, ЮП РП ЕЗП НОЕОЙА ФБН РТПЙУИПДЙФ.

ф.Е. ЙЪХЮБЕФУС РТПЕЛГЙС ЙУРЩФХЕНПЗП ОБ УФЙНХМШОЩК НБФЕТЙБМ.

лБЛ ЧЩ РПОЙНБЕФЕ, ЙОФЕТРТЕФБГЙС ТЕЪХМШФБФПЧ ФБЛЙИ ФЕУФПЧ ДПМЦОБ РТПЧПДЙФШУС ЙУЛМАЮЙФЕМШОП УРЕГЙБМЙУФПН, ЛПФПТЩК ЙНЕЕФ ПРЩФ ТБВПФЩ У РТПЕЛФЙЧОЩНЙ ФЕУФБНЙ. рТЙЮЕН, ЕУФШ ПФДЕМШОЩЕ УРЕГЙБМЙУФЩ РП ФЕУФХ тПТЫБИБ, Б ПФДЕМШОЩЕ - РП фбф. рПФПНХ ЮФП ДЕМП ЬФП ЛТБКОЕ УМПЦОПЕ. юЕУФОП ЗПЧПТС, ДБЦЕ ПВЩЮОБС НЕФПДЙЛБ «оЕУХЭЕУФЧХАЭЕЕ ЦЙЧПФОПЕ», ИПФШ Й ЙНЕЕФ РТПУФХА ОБ РЕТЧЩК ЧЪЗМСД ЙОФЕТРТЕФБГЙА, ФПЦЕ НПЦЕФ ВЩФШ ЙУРПМШЪПЧБОБ ОЕЧЕТОП - ЛПЗДБ ЧЩ ФТБЛФХЕФЕ ТЕЪХМШФБФЩ ПФДЕМШОП ПФ ДМЙФЕМШОПЗП ОБВМАДЕОЙС ЪБ ЛМЙЕОФПН ЙМЙ ПУОПЧЩЧБЕФЕУШ ФПМШЛП ОБ ТЕЪХМШФБФБИ НЕФПДЙЛЙ. оЕ ТБЪ ОБВМАДБМБ ЛБТФЙОХ, ЛПЗДБ ДПТЧБЧЫЙУШ ДП НЕФПДЙЛЙ, ОБТПД ОБЮЙОБМ ДЕМБФШ ЧЩЧПДЩ, ОЕ ЙНЕАЭЙЕ ПФОПЫЕОЙС Л ЮЕМПЧЕЛХ, ОП ОБРТБЫЙЧБАЭЙЕУС ЙЪ ЕЗП ТЙУХОЛБ.

чЩЧПД ПЮЕЧЙДЕО - ФЕУФЩ ОЕ СЧМСАФУС УБНПДПУФБФПЮОЩН ЙОУФТХНЕОФПН Ч РПЪОБОЙЙ МЙЮОПУФЙ. оП НПЗХФ ЪОБЮЙФЕМШОП ДПРПМОЙФШ ЙОЖПТНБГЙА Й ПВМЕЗЮЙФШ РПОЙНБОЙЕ, ЕУМЙ ЙУРПМШЪХАФУС РТПЖЕУУЙПОБМШОЩЕ УФБОДБТФЙЪЙТПЧБООЩЕ НЕФПДЙЛЙ Й ЙОФЕТРТЕФБГЙС ТЕЪХМШФБФПЧ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС УРЕГЙБМЙУФПН.

чУЕ ПУФБМШОЩЕ ФЕУФЩ - ДМС ТБЪЧМЕЮЕОЙС.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Психологические тесты очень популярны и могут развлечь не хуже сериала с закрученным сюжетом. Но создавались они все же для определения и выявления важных качеств и возможных отклонений в психике человека. Также они помогают разобраться со своими внутренними противоречиями. Но при этом не стоит забывать, что корректно интерпретировать их результаты может только психолог. Поэтому если вы, пройдя тест, узнаете о себе нечто тревожное, то не стоит тотчас же паниковать. Сперва обратитесь к специалисту.

сайт знает, как важно изучить от и до свое внутреннее «я», и предоставляет возможность узнать о своей личности нечто новое и волнительное с помощью авторитетных психологических тестов.

Типы личности и характера

Знание о том, каким типом личности вы обладаете и какие характеристики вам присущи, поможет лучше понять себя. Например, как и с какими людьми вам строить взаимоотношения, какой вид деятельности вам больше подходит и как правильно самореализоваться.

Тесты на ценностные ориентации помогут вам понять, какие ценности для вас находятся в приоритете и какие истинные желания скрываются за вашими поступками.

Тесты, связанные с семейной жизнью

Тесты на выявление психических расстройств


Мало что может быть увлекательнее, чем исследовать самого себя, открывать в себе новые грани или узнавать больше о своем характере, - наверное, именно поэтому огромной популярностью пользуются различные психологические тесты. Множество сайтов и книг заполнены тестами разного уровня сложности, где любознательные пользователи находят для себя и своих близких все объясняющие диагнозы. Всего несколько кликов и можно внезапно обнаружить в себе социопата или подтвердить свою интроверсию. Но является ли полезной такая самодиагностика, стоит ли доверять психологическим тестам, и используют ли их сами психотерапевты?

Как обо мне писали

Стандартные психологические тесты состоят из ряда примитивных вопросов, на которые необходимо ответить, а после просчитать баллы и прочитать к ним описание.

Постоянное стремление человека раскрыть в себе таланты, узнать что-то новое и выявить новые грани - это вполне нормально. Но зачастую люди удивляются, когда пройдя тест, его результат полностью отвечает их характеру и принципам.

Например, достаточно популярным среди девушек является тест, который отвечает на вопрос: «Нравлюсь ли я мужчинам?» Каждую девушку беспокоит данный вопрос, несмотря на то, что она сама знает на него ответ и применять в этом случае психологические тесты абсолютно ни к чему. Но все-таки, ответив на вопросы из теста, получаешь средний результат, где написано: «Вы симпатичны некоторым мужчинам, одни без ума от вас, а других немного пугает ваш характер». В целом, все сошлось: каждой женщине приятно осознавать, что она нравится мужчинам, а по поводу характера многие воспринимают это как преимущество. Если боятся, то значит самодостаточная, независимая и сильная. Также любопытно узнать результат с наименьшим количеством баллов: «Вы у мужской половины вызываете интерес, но у вас имеются некоторые комплексы, способные оттолкнуть». Такой ответ также является правдивым, ведь у каждого имеются какие-то комплексы. Прочитаем результат с самыми высокими баллами: «Вы способны понравится любому мужчине и покорить его», и видим, что такой ответ тоже подходит.

Насколько можно доверять психологическим тестам

Дело в том, что пройдя подобные психологические тесты, мы получаем лишь общую картину о человеке, которая в целом может применяться к любому. Правдивы ли психологические тесты - вопрос сложный.

Если рассмотреть ситуацию, когда один и тот же психологический тест будет переведен на несколько языков. Исходя из того, что каждая нация имеет свои ценности и привычки, само собой, полученный результат будет достаточно удивительным.

Докопаться до сути

Тем не менее, психологические тесты, которые используются специалистами в области психотерапии, существуют. Конечно, чтобы их составить требуется достаточно много ресурсов и времени.

При составление теста исследователи в первую очередь определяют его целевую аудиторию - лексика и сложность вопросов должны соответствовать группе опрашиваемых. Основной трудностью является максимальное раскрытие каждой из характеристик личности при помощи небольшого количества вопросов. Также зачастую помимо вопросов «по существу» в тест добавляют так называемую «шкалу лжи» - вопросы, способные помочь определить, честно и внимательно ли отвечает испытуемый. То есть это повторы одного вопроса с небольшой переформулировкой.

Получить честные ответы также можно с помощью искаженного описания теста - опрашиваемый рассчитывая, что его проверяют на что-то одно, о другом будет отвечать правдивее.

После составления вопросов, формируются инструкции и определяются временные рамки. Затем тест проходит проверку на надежность, то есть два варианта результата от одного человека должны быть идентичными, и на валидность - насколько тест отражает действительное положение вещей.

Все эти особенности психологических тестов позволяют в результате сформировать инструмент, с помощью которого можно достоверно оценить те или иные свойства клиентов или пациентов. Неудивительно, что действительно «серьезных» тестов не так много. Ведь большинство специалистов при их создании забывают или не хотят учитывать многие особенности психологического теста.

Не все психологические тесты одинаково полезны

Подбирая тест, для определенной цели или ради любопытства, стоит задуматься, насколько точно и достоверно он отражает ваш предмет оценки. В науке психологический тест - стандартизированное испытание, по полученным ответам которого можно судить и психофизиологических и личностных свойствах тестируемого.

Из этого термина стоит выделить ключевое слово - стандартизированное, что значит, что дело касается испытания, для которого имеется понятная, стандартная и строго выполняемая схема осуществления с одной стороны, и критерии оценивания результатов того, что было измерено - с другой. Важно, чтобы психологический тест обладал основными психометрическими характеристиками:

  • Валидностью.
  • Адаптированностью.
  • Надежностью.
  • Репрезентативностью.

Стоит рассмотреть каждую из вышеперечисленных характеристик более детально.

Валидность теста указывает нам на то, насколько правильно выбранная методика измеряет конкретно то свойство, для анализа которого она предназначена. Это один из основных критериев оценки эффективности каждого психологического теста, потому как диагностика «не того» абсолютно бессмысленна.

Выделяют несколько видов валидности:

  • Содержательная.
  • Эмпирическая.
  • Прогностическая.
  • Концептуальная.

Достоверность психологического теста указывает нам на то, насколько он защищен от умышленной фальсификации ответов тестирования испытуемым.

Достоверность психологических тестов является наиболее распространенным вопросом, особенно в случаях, когда результаты оценки свойств личности касаются стороннего заинтересованного лица, например, руководителя.

Среди факторов достоверности теста выделяют:

  • Фактор знания. Показывает, что испытуемый знает о личностных характеристиках, скрытых за суждением, имеется ли такое поведение в реальной жизни, и как такое поведение оценивает общество;
  • Фактор социальной желательности. Для получения точной информаций в настоящем психологическом тесте должна присутствовать шкала лжи, а также возможные варианты ответов идентичной эмоциональной направленности;
  • Фактор индивидуальной практики. Речь идет о мотивации испытуемого при прохождении теста. Если при тестировании от человека требуется определенное поведение, он может давать не реальные, а желаемые поведенческие реакции, что значительно влияет на результаты.

Адаптированность - одно из свойств теста, демонстрирующее, насколько его смысл и возможные результаты отвечают аудитории, для которой они предназначаются. То есть, принимаются ли во внимание национальные, культурные, и ментальные особенности людей, которые учувствуют в конкретном исследовании. Достаточно часто игнорируется данное свойство. Даже несмотря на то, что адаптация любого иностранного тестирования - главное условие для его проведения в пределах другой страны, этим фактором часто пренебрегает, что вызывает значительные искажения при получении результатов.

Следующим свойством любого психологического теста является надежность. Оно отражает внутреннюю согласованность частей теста, и воспроизводимость его результатов и конкретного испытуемого при повторном прохождение. Это значит, что построение психологических тестов должно быть таким, чтобы вопросы не противоречили друг другу, а результаты определенного человека не менялись в течение некоторого времени.

Само собой, человек может меняться, но, например, если еще вчера ваш IQ составил 120, а спустя неделю - 70, скорее всего, проблема не в вашем интеллекте, а в надежности результативности используемой методики.

И наконец, репрезентативность или величина выборки стандартизации психологического теста. Такая характеристика определяет возможность применения теста относительно данной популяции опрашиваемых. Например, если тест предназначен для оценивания личностных качеств руководителя, он не подойдет для оценки личностных характеристик студента.

Мало что может быть интереснее, чем исследовать самого себя, - наверное, поэтому так популярны психологические тесты. Сотни сайтов и книг заполнены опросниками разного уровня сложности, откуда любознательные пользователи черпают все объясняющие диагнозы, как для себя, так и для ближних, - за несколько кликов можно убедиться в собственной интроверсии или внезапно открыть в себе социопата. Но насколько полезна такая самодиагностика, каким тестам действительно можно доверять и пользуются ли ими сами психотерапевты или психиатры? T&P изучили вопрос.

Как про меня писали

Как оценить качество того или иного теста? Для большинства пользователей это вполне очевидно - если получившийся результат соответствует реальности, значит, в опроснике как минимум что-то есть. Но способны ли мы объективно охарактеризовать самих себя? В 1948 году американский психолог Бертрам Форер провел эксперимент - выдав студентам психологический тест, по результатам которого он якобы собирался провести анализ их личностей, он попросил их как можно подробнее заполнить его. Затем, под видом результатов, он раздал всем один и тот же текст, взятый из гороскопа, и попросил оценить достоверность характеристики.

Средняя оценка, данная студентами, составляла 4,26 балла из 5. Впоследствии эксперимент повторялся сотни раз, и средний результат на сегодня составляет 4,2 балла. Эффект, обнаруженный в ходе эксперимента, получил название эффекта Форера (а позже еще и эффекта Барнума - в честь американского шоумена, известного талантом к психологическим манипуляциям). И люди, знакомые с этим , оценивают результаты психологических тестов и их правдоподобность чуть более критично.

Докопаться до сути

Тем не менее тесты, которым доверяют специалисты в области психиатрии и психотерапии, существуют. Правда, на их составление требуется довольно много ресурсов и усилий.

При разработке теста команда исследователей в первую очередь определяет его целевую группу - лексика и уровень сложности должны ей соответствовать. Одна из главных трудностей - максимально полно раскрыть каждую характеристику индивида с помощью минимального количества вопросов. Слово «минимального» не нужно понимать буквально - редкий серьезный тест насчитывает меньше сотни пунктов. Как правило, помимо вопросов «по сути» в опросник добавляется так называемая «шкала лжи» - вопросы, помогающие определить, был ли отвечавший честен и внимателен. К ним относятся повторы одного вопроса с некоторой частотой, переформулирование одного вопроса, вопросы-ловушки и многое другое. Получить честные ответы также помогает искаженное описание теста - рассчитывая, что его проверяют на что-то одно, о другом анкетируемый может писать честнее.

После формулировки вопросов к тесту составляются инструкции и задаются временные рамки. Наконец, тест проходит проверку на надежность (два варианта ответов от одного человека должны быть в идеале идентичными) и валидность, то, насколько тест отражает настоящее положение вещей, - это можно проверить, к примеру, сравнивая результаты составляемого теста и другого, уже зарекомендовавшего себя.

В результате всей этой подготовительной работы на выходе получается инструмент, с помощью которого можно оценивать те или иные особенности клиентов или пациентов. Неудивительно, что по-настоящему «серьезных» психологических тестов не так много. Расскажем про некоторые из них.

Согласно теории немецкого психиатра Гюнтера Аммона, из взаимодействия различных черт личности между собой и со средой и вырастает внутренняя идентичность человека. Основополагающие черты, составляющие фундамент этой конструкции, не осознаются, но лежат в основе всего, что мы говорим, делаем и чувствуем. Они, помимо всего прочего, могут быть конструктивными, деструктивными и дефицитарными. Конструктивная агрессия, к примеру - осадить хама, кричащего в метро. А деструктивная - накричать на пятерых подчиненных после такого случая, никак не осадив самого хама. Индивид с дефицитарной агрессией же не сделает ни первого, ни второго - лишь уйдет в собственные мысли о жестокости мира вокруг. Определить конструктивность, деструктивность и дефицитарность можно, по мнению Аммона, для шести основных черт личности - к ним относятся агрессия, тревога/страх, внешнее отграничение «я» (то есть способность задавать свои границы в коммуникации), внутреннее отграничение «я» (то есть понимание своего внутреннего мира), нарциссизм и сексуальность. Для каждой из них в тесте Аммона есть своя шкала. Смысл психиатрии по Аммону - восполнение дефицитов и устранение перекосов в ядре личности. А для этого, предсказуемо, то и другое надо найти. Вот для этого-то и используется этот тест.

Структурный тест Аммона содержит 220 вопросов - и те, кто считает, что это много, ничего не слышали про MMPI. 567 его вопросов оценивают личность отвечающего по 10 шкалам. Из него можно узнать, к примеру, о склонности к социопатии, депрессии, ипохондрии, соответствии роли мужчины или женщины и многом другом. Помимо десяти основных шкал есть также четыре оценочных, по трем из которых можно определить степень тщательности заполнения теста, правдивость ответов и уровень затруднений при ответах, а четвертая помогает сгладить искажения в результатах.

MMPI на сегодня можно смело назвать самым проработанным, изученным и популярным методом тестирования - созданный в 1930-х годах учеными Университета Миннесоты, он многократно дорабатывался и корректировался. Что, с одной стороны, позволяет узнать о тестируемом (например, о себе) много ценной информации, а с другой - вынуждает любого желающего прочесть всерьез огромные инструкции и разъяснения результатов.

В 1930-х годах XX века два американских психолога пришли к выводу, что любая значимая индивидуальная черта рано или поздно обретет имя в языке. Это заключение получило название «лексической гипотезы». На этом команда из двух психологов не остановилась - они выписали из двух самых уважаемых английских словарей 4500 (то есть все, которые нашли) прилагательных, описывающих личность. Их современник, Рэймонд Кеттелл, оценив список, решил, что все прилагательные можно структурировать, отнеся к той или иной более общей характеристике личности. И по итогам экспериментов разбил их все на 12 факторов. После чего дописал еще четыре, которые, по его мнению, тоже должны были появиться. Несмотря на несколько сомнительную методологию, именно это выделение 16 факторов личности легло в основу теста, который на сегодня считается одним из наиболее заслуживающих доверие и часто используется в управлении персоналом, маркетинге, исследованиях и других областях.

Работают ли «тесты в картинках»?

Помимо психологических тестов, предусматривающих заполнение анкет, есть и другие - в которых отвечающему вообще не нужно думать о себе и своих качествах: бессознательное и проективное мышление должны все сделать за них. Самые известные из них - тесты Люшера и Роршаха.

Цветовой тест Люшера

Швейцарский психотерапевт Макс Люшер верил, что цветовое восприятие людей объективно, - то есть каждый из цветов для всех значит одно и то же (фиолетовый, скажем - нереалистичность и очарованность, а желтый - эксцентричность, проактивность и вдохновение). Но предпочтение того или иного цвета субъективно - каждый человек считает тот или иной оттенок приятным или неприятным, исходя из своего внутреннего состояния. Следовательно, показывая ему цветные карточки и глядя на его отношение к цветам, можно определить черты его личности и общее состояние.

С 1948 года, когда тест появился, в его адрес высказывались и критика, и восхищение. Сегодня в профессиональной среде к нему скорее относятся настороженно. Отчасти потому, что гипотеза об объективном цветовом восприятии до сих пор не имеет серьезного научного основания (хотя Люшеру и удалось подтвердить ее эмпирически с помощью количественных исследований, до сих пор никто не может гарантировать, что желтый цвет ассоциируется с вдохновением у 100% населения Земли). А отчасти потому, что результаты теста почти не совпадают с классическими тестами, к примеру, MMPI.

Тест Роршаха

Смысл, концепцию и цели теста Роршаха чуть более чем полностью передает анекдот «Доктор, а откуда у вас такие картинки?». Тест Роршаха - проективная методика, в рамках которой испытуемому предлагается описать, на что, по его мнению, похожи чернильные пятна, предлагаемые психотерапевтом, на основе чего последний описывает те или иные черты его личности. Небольшой курьез заключается в том, что существует больше одной версии интерпретации результатов теста. В рамках одной из школ результаты интерпретируют с позиций классического психоанализа (то есть рассуждая об инстинктивных влечениях клиента и их выражении), в рамках другой - с позиций психологии «я», и здесь психологи рассуждают о стиле мышления и регуляции эмоциональной жизни клиента. Словом, даже при наличии подробных инструкций по прохождению с формулами по расчету отдельных критериев в этих пятнах все же можно увидеть что-то свое.

Поделиться: