Политическая система: понятие, структура, функции. Понятие, структура и функции политической системы 10 структура и функции политической системы

Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, то есть установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.

В юридической литературе выделяют следующие компоненты, или подсистемы , политической системы, которые связаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти.

1. Институциональная;

2. Нормативная;

3. Функциональная;

4. Коммуникативная;

5. Культурно-идеологическая.

Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой – государственной, партийной, общественно-политической, состоящей в свою очередь, из частных подсистем. Ведущим политическим институтом, сосредотачивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Особая роль в политической системе принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, в том числе профсоюзам, организациям предпринимателей всевозможным лоббистским организациям, создаваемым при структурах законодательной и исполнительной власти. С одной стороны, они являются важным участниками политического процесса, осуществляют своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. По этой причине их иногда объединяют под общим понятием «политическая инфраструктура». Специфическое место в политической системе занимают такие неполитические по своей природе социальные институты, как средства массовой информации и Церковь, которые способны существенно влиять на процесс формирования общественного мнения, а через него – оказывать давление на политическую власть.

Нормативная подсистема образует всевозможные нормы – правовые и моральные, политические традиции, ценности, обычаи. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан, определяя правила их взаимоотношений.

Функциональная подсистема выражается в формах и направлениях политической деятельности, в различных политических процессах, в способе и методах осуществления власти. Она составляет основу политического режима, задача которого состоит в обеспечении функционировании, преобразовании и защите механизма власти и общества.

Коммуникативная подсистема предполагает совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и осуществлении политики. При этом это и отношения, основанные на нормах права, так и неформальные нормы и отношения, не закрепленные в нормах права.

Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности.


Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым , относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым – отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Культурно-идеологическая подсистема представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях – теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии – чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В политической жизни общества они равноправны.

В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая каккомплекс типичныхдля конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения.

Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в которой соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности.

В современной политологии принята типологизация политической культуры, предложенная учеными С. Вербой и Г. Алмондом. Избрав в качестве критерия степень ориентации людей на участие в политической жизни, они выделили три «чистых» типа политической культуры.

1. Патриархальная политическая культура характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные ценности, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей. Этот тип политической культуры характерен для развивающихся стран Азии и Африки.

2. Подданническая политическая культура отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Ее носители имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.

3. Гражданская политическая культура присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на выработку принятия решений государственными органами.

На сегодняшний день редко можно встретить «чистый» тип политической культуры. Для большинства современных обществ характерны смешанные типы : патриархально-подданническая, подданническо-гражданская ипатриархально-гражданская политическая культура.

Политическая система выступает в единстве всех указанных подсистем, которые тесно взаимосвязаны и не могут функционировать, если хотя бы одна из подсистем не работает надлежащим образом.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечении ее жизнедеятельности.

Можно выделить следующиефункции политической системы:

1. Функция политической социализации , т.е. приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти. Этот процесс подразумевает формирование политического сознания индивида, когда последний включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем приобщения все новых членов общества к политическому участию и деятельности. Таким образом, политическая социализация играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике.

2. Функция адаптации . Подготовка и отбор субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

3. Функция реагирования . С помощью этой функции политическая система реагирует на сигналы, поступающие извне или изнутри системы. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий. Игнорирование этих требований может привести к дезинтеграции и распаду общества.

4.Экстракционная функция . Извлечение ресурсов из внешней и внутренней (природной, экономической, социальной и т.д.) среды.

5 . Дистрибутивная (распределительная) функция . Предполагает распределение функциональной нагрузки между различными политическими институтами и компонентами политической системы, Распределение ресурсов среди групп внутри общества; поддержание нормальной жизнедеятельности политической системы и обеспечение ее повседневного действия и дальнейшего развития.

6.Функция регуляции , т.е. воздействие на общество. Это воздействие может проявляться путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, а также применение мер в отношении к нарушителям.

Общество состоит из множества подсистем: экономической, политической, социальной, духовно – идеологической, правовой и др. Политическая система, представляя собой одну из подсистем совокупной общественной системы, занимает в ней особое место. Политическая система - это система институтов и отношений, определяющих политическую жизнь общества и осуществляющих государственную власть.

Ее можно, в свою очередь, разделить на три основные подсистемы: институциональную, нормативно – правовую и функционально- коммуникативную.

Институциональная подсистема – включает в себя всю совокупность политических институтов, как формализованных так и не формализованных. К формализованным институтам относятся: государство, государственные учреждения и органы, политические партии, общественно – политические объединения и организации, группы давления и др.

К неформализованным институтам можно отнести митинги, пикеты, шествия, манифестации, избирательные компании и др. В период массовых политических действий (выборов, референдумов) политическая система расширяет свои границы за счет неформализованных институтов.

Нормативно правовую подсистему создают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института, каждой политической роли, устанавливают приделы их компетенции, способы взаимодействия и зоны ответственности. В современном обществе основу нормативно - правовой подсистемы составляют нормы конституционного права.

Функционально- коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы. Эти отношения обусловлены уровнем развития общества, правовыми нормами, соотношением политических сил, политической культуры, политическим сознанием граждан, способами политического поведения, историческими традициями страны, средствами информации и др.

Политическая система многофункциональную структуру, которая включает компоненты:

    институционаональный, состоящий из разных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения);

    функциональный (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь);

    регулятивный (Конституция, законы, политические принципы);

    коммуникативный – совокупность отношений между субъектами плитической системы по поводу власти;

    идеологический (политическое сознание, политическая и правовая культура).

Существует ряд функций , которые являются обязательными для сохранения и развития политической системы в целом.

    согласование интересов различных социальных слоев, классов, групп. Снятие социального напряжения в обществе;

    определение общих целей, задач и путей развития общества;

    разработка конкретных программ деятельности и организация их выполнения;

    распределение, перераспределение материальных и духовных ценностей между различными социальными общностями и сферами жизнедеятельности общества;

    политическая социализация граждан: подготовка и включения индивидов в систему сложившихся политических отношений;

    контроль за сохранением существующих институтов и правовых норм и внедрение новых.

Основной функцией политической системы является управление всеми общественными отношениями, всеми системами конкретного общества. Для определения типа политической системы существуют различные основания:

    в зависимости от типа общества и характера политического режима политические системы можно разделить на тоталитарные, авторитарные и демократические

    в зависимости от типа государствующей в обществе идеологии – коммунистические, фашистские, либеральные, исламские и др.

    формационный (классовый) подход предполагает деление политических систем по типам общественно- экономических формаций: рабовладельческие , феодальные, буржуазные, социалистические.

    цивилизационный подход предлагает деление политических систем по типам цивилизации: традиционная (доиндустриальная) индустриальная, постиндустриальная (информационная).

    по степени открытости к внешней среде и способности к восприятию инноваций извне – на открытые и закрытые.

    по характеру взаимоотношений между центром и местами –на децентрализованные и централизованные.

Типы политических систем.

Политический режим – одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Политический режим дает представлениео сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Тоталитаризм – (лат. Totalis – весь, целый, полный) политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия – деспотии, тирании, военной диктатуры и др. Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно – государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких – либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются: военная и полувоенная организация общества, постоянный поиск внутренних и внешних (врагов), периодическое создание экстремальных ситуаций жесткая вертикаль власти.

Авторитаризм – (от лат. Auctoritas власть, влияние, auctor- зачинатель, основатель, автор) – политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы. Для авторитаризма характерными чертами являются: высокая централизация власти, огосударствление многих сторон общественной жизни, командно- административные методы руководства, безоговорочное подчинение власти, отчуждение народа от власти, недопущение реальной политической оппозиции, ограничение свободы печати. Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Хотя формально все эти структуры власти могут существовать.

Демократия – (отгреч.Demos - народ и kratos –власть) власть народа или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является носителем государственной власти. Важнейшими признаками демократии являются:

Гарантии прав и свобод человека;

Юридическое признание верховной власти народа;

Периодическая выборность основных органов власти;

Всеобщее избирательное право, гарантирующее каждому гражданину принимать участие в формировании представительных институтов власти;

Равенство прав граждан на участие в управлении государством, т е. каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;

Принимать решения по большинству поданных голосов и подчинение меньшинства большинству;

Контроль представительных органов за деятельностью представительной власти;

Подотчетность выборных органов своим избирателям;

Политический плюрализм.

Государство и его сущность.

Термин (государство) обычно употребляется в широком и в узком смысле. В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Государство является основным социально- политическим институтом общества, ядром политической системы.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает в себя следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно- распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы. и др. все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) как в отношении отдельных граждан, так и в отношении больших социальных общностей (классов, сословий).несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые являются характерными для любого государства:

1. публичная власть, отделенная от общества.наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

2.определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая граница, на которую распространяются законы и полномочия государства;

3.суверенитет - верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;

4.монополия на легальное применение силы. Только государство имеет законные основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы;

5.право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной;

6.обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом принадлежности любого человека;

7.претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

Внутренние функции - деятельность государства направленная на управления обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий.

Внешние функции – деятельность государства как субъекта международных отношений. Представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Выделяют две основные формы государства: монархию и республику, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд разновидностей:

Монархия – (от греческого monarchia –единовластие) Форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю Царю, Султану).

Монархии подразделяют на следующие виды:

Абсолютная монархия – ни чем не ограниченная политическая власть всецело принадлежит монарху (Саудовская Аравия).

Конституционная монархия – полномочия монарха ограниченыконституцией(Великобритания, Дания. Норвегия, Испания). Во многих развитых демократических странах роль монарха сводится к чисто формальным, символическим функциям.

Теократическая монархия – глав а государства является одновременно и религиозной главой.

Республика – (от латинс. Res-дело и publikus- общественный, всенародный) Форма государства и правления, при которой источником власти считается народное большинство, а основные органы государственной власти избираются гражданами.

Республиканские формы правления подразделяются на следующие виды:

Парламентская республика – верховным органом власти является парламент, который формирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т д. Первым лицом в государстве считается руководитель правительства (премьер –министр, канцлер), хотя официально он не является главой государства. Президент в таких республиках, как правило, выполняет чисто формальные функции (Италия, Индия, Германия, Швейцария).

Президентская республика – президент выбирается внепарламентским методом, путем прямых или косвенных выборов. Он является главой государства и верховным главнокомандующим, формирует правительство и контролирует его деятельность, руководит внешней и внутренней политикой страны (США, Бразилия, Мексика). Россия, согласно конституции РФ также является президентской республикой, хотя и имеет определенные признаки парламентской республики.

Полупрезидентская (президентско – парламентская) республика – сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства (Франция). Два института власти являются относительно независимыми друг от друга и взаимно уравновешивают друг друга.

Формы национально территориального устройства государства – это структура устройства организации государства обусловленная уровнем властных полномочий, которыми наделены входящие в него административно- территориальные образования (земли, штаты, провинции, республики, края).

Унитарное единое государство политически однородная организация, имеющая единую конституцию и гражданство, единое политическое и правовое пространство, единые законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Административно – территориальные единицы, входящие в государство, не обладают атрибутами собственной государственности.

Различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В централизованных (Великобритания, Дания, Швеция) местные органы управления имеют достаточно широкую самостоятельность. Однако среднее звено управления ориентировано на выполнение решений центра.

Децентрализованное (Франция, Италия, Испания). На уровне среднего звена управления имеют собственное административно – территориальное деление (штаты, провинции, кантоны), обладающие определенной самостоятельностью.

Федеративное государство устойчивый союз государственныхобразований (земель, штатов, республик, краев). Каждое из которых имеет собственныеатрибуты государственности (законодательные, исполнительные, судебные органы власти и как правило конституцию, двойное гражданство).

Конфедерация – неустойчивая форма организации суверенныхгосударств. Такое объединение возникает для осуществления каких-либо совместных целей, например, защиты от нападения извне, создание зоны межнациональной безопасности и др.

Правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство - вид демократического государства, действующего только в рамках принятых и единых для всех законов, уважающее и защищающее права и свободы граждан.

Правовое государство предполагает:

Наличие развитого гражданского общества.

Правовое равенство всех граждан и гарантированность законных прав и свобод.

Всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и институты.

Взаимную ответственность государства и личности, равенство сторон перед законом.

Суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти, а государственная власть носит представительный характер.

Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Правовое государство выступает гарантом совокупности интересов гражданского общества в их взаимоотношениях с государством.

Гражданское общество – это общество, состоящее из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы. Для координации совместной деятельности и защиты индивидуальных и общественных сфер жизни граждане входят в добровольно сформированные негосударственные институты гражданского общества.

Основные признаки гражданского общества:

Разграничение компетенций государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках своей компетентности;

Демократия и плюрализм в политической сфере;

Рыночная экономика, основу которой составляют негосударственные предприятия;

Экономика, основанная на индустриальных и постиндустриальных технологиях;

Социальную основу гражданского общества составляет средний класс –это экономически, социально, политически независимые люди;

Социально независимые от государства граждане, имеющие возможности и способности обеспечить себя сами;

В правовой сфере тесное взаимодействие с правовым государством. Приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства;

Идеологический и религиозный плюрализм;

Свобода слова и средств массовой информации;

Гражданское общество и правовое государство возникают только на определенной стадии развития человеческого общества. Для их возникновения необходим определенный уровень экономического, политического и социального развития и соответствующей уровень политической культуры.

Политическая партия как субъект политических отношений.

Под субъектами политики подразумеваются активные участники политической жизни, способные формулировать и реализовывать собственные цели. Это государство, класс, нация, политическая партия, массовые движения, избиратель, политические лидеры, политическая элита. Почему они являются субъектами политики? Они имеют собственные, осознанные, отличные от других интересы и потребности и участвуют в политическом процессе для реализации этих интересов.

Первым субъектом политики является личность, так как все социальные группы и слои состоят из личностей. Человек становится субъектом политики лишь тогда, когда он осознает свои социальные потребности и интересы, понимает причинную обусловленность социальных противоречий, ориентируется в правилах и механизме политической жизни общества, постигает способы реализации поставленных перед собой целей и задач. св Личность не единственный субъект политики. В политологии принято выделять несколько видов субъектов политики:

1.непосредственные участники политической жизни: государство, партии, лидеры общественные организации и движения.

2. второй вид субъектов политики принято включать крупные социальные группы и общности: классы, сословия, межклассовые и внутриклассовые группы, которые, не являясь непосредственными участниками политики, но оказывают на нее сильное влияние.

3. к третьему видов субъектов политики принято относить такие структуры, деятельность которых не всегда видна.

Существует взаимосвязь субъектов политики с той общностью, от имени которой он выступает. Признаком субъекта политики является его положение как представителя общности . Если же субъект политики не выступает от имени общности, группы, то он и не воспринимается как политический субъект. Как представитель общности, активно участвуя в политической жизни, субъект преследует и свои цели. Важнейшим субъектом политики является государство. Важнейшим институтом политической системы, субъектом политики являются политические партии . Исполняя роль посредника между гражданским обществом и государством, политические партии выступают как организации, сочетающие общественный и государственный интерес, способствуют стабильности и динамичному развитию общества.

Слово партия происходит от латинского pars (partis) – часть, группа. Политическую партию можно представить как часть какого-либо класса, социального слоя или общественного движения. Общественно-политическое движение создается непосредственно для решения какой-либо социальной проблемы или проведения политической акции. После выполнения намеченных задач, политическое движение либо распадается, либо трансформируется в партию.

Политическая партия – устойчивая политическая оганизация, объединяющая людей с общими идеологическими, социально-классовыми, политическими и иными интересами и идеалами, представляющая определенные классы и социальные слои. Эффективно защищать интересы больших социальных общностей можно лишь тогда, когда обладаешь ресурсами политической власти. Поэтому основная деятельность партий направлена на борьбу за власть или участие во власти.

Политические партии возникают в результате взаимодействия общества и государства как политические институты гражданского общества, оппозиционные государству и другим политическим объединениям.

М. Вебер выделял три этапа возникновения и развития партий, два из которых считаются предисторией политических партий:

1) партии как аристократические группировки;

2) партии как политические клубы;

3) современные массовые партии.

В России первые политические партии возникли в конце 19 – начале 20 веков, Например, в 1898 году была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), а в 1902 году – партия эсеров.

Современные массовые партии могут иметь несколько источников своего возникновения:

1. По инициативе «сверху».

2. По инициативе «снизу».

3. Новые партии возникают путем слияния или раскола других партий.

Классификацию (типологию) политических партий осуществляют:

    по социальной сущности: буржуазные, мелкобуржуазные, пролетарские, крестьянские;

    по идеологическим и программным установкам: консервативные, либеральные, реформистские, революционные, националистические, религиозные;

    по внутреннему строению: демократические, тоталитарные, массовые, кадровые, открытые, закрытые;

    по функциям: на представительные и мобилизационные;

    по месту в политической системе: - на авангардные, парламентские (правящие и оппозиционные).

Из всего многообразия функций, которые выполняют политические партии, можно выделить общие, наиболее характерные для большинства из них:

Выражение и защита интересов определенных слоев населения

Создание политической идеологии и программы действия

Политическая социализация граждан и активизация их политической деятельности

Формирование общественного мнения

Рекрутирование новых членов в свои ряды

Руководство массовыми акциями граждан

Формирование политической элиты и лидеров

Участие в борьбе за власть, за использование государственной власти в реализации своих целей

Контроль за институтами государственной власти.

Взаимосвязь партий и других институтов власти создает различные партийные системы.

Партийная система – это совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данной политической системы (политического режима) Партийные системы различаются по количеству партий и их качественным признакам:

- однопартийные являются наиболее характерными для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил. Это монополия одной партии на власть;

- двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия) В таких политических системах каждая из партий способна одна самостоятельно, бех коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть. Плюсы двухпартийной системы: стабильность, высокая степень управляемости государством, предсказуемость политической деятельности. Недостатки: консервативность, неспособность адекватно выражать всё многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов, закрытость для вхождения в политику новых сил, сращивание с государственным аппаратом.

- многопартийная система состоит из трёх или более политических партий. Ни одна не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство. Отражает разнообразные интересы различных социальных групп, но разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства.

Существуют различия не только в партийных системах, но и в самих партиях. Основные типы современных партий :

    классовые партии – выражают интересы того или иного социального слоя, класса (рабочие, крестьяне, буржуазные)

    идеологические партии – основа идеология (коммунистическая. либеральная, радикальная и др.)

    кадровые партии – небольшое число фукционеров-профессионалов; свободное членство и нестабильный состав активистов. Такие партии предназначены для проведения периодических массовых акций (выборов, референдумов, манифестаций)

    массовые партии – стремятся удовлетворить интересам и требованиям максимально возможного числа избирателей из различных социальных слоев и классов.

    харизматические партии –создаются вокруг конкретного лица, обладающего харизмой

    оппозиционные партии – потерпевшие поражение на выборах и находящиеся в оппозиции к существующему режиму

    легальные партии – действующие в рамках существующего законодательства

    нелегальные партии – деятельность несовместима с существующими нормами, вне закона.

Структура политической системы - это совокупность властных институтов, которые связаны между собой и создают устойчивую целостность. Указанная структура состоит из четырех основных групп элементов: 1) политические институты; 2) политико-правовые нормы; 3) политические отношения; 4) политическая культура. Наличие каждой из них необходима для существования и функционирования политической системы общества и достижение ее целей.

Согласно этих элементов подметят и четыре взаимодействующие подсистемы, а именно:

1) институциональная (или организационно-институциональная) подсистема состоит из политических институтов, к которым относятся государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, органы местного самоуправления. Институциональная подсистема является источником всех важнейших связей, которые возникают в пределах политической системы и поэтому, она выступает основополагающей как в отношении политической системы общества в целом, так и ее отдельных составляющих.

Ведущим институтом политической системы общества, в котором сосредотачивается максимально политическая власть, ее ядром является государство и ее структурные элементы: глава государства, парламент, органы исполнительной власти, судебные органы и т.д. Именно государство осуществляет управление обществом, охраняет его экономическую, социальную и культурную сферы, обеспечивает политическую организованность общества, ориентируя его на достижение определенных целей и направлений общественного развития.

Значительную роль в политической системе общества играют политические партии, которые представляют определенные социальные интересы класса, этнических групп, всех слоев населения или его отдельных групп, а также ее лидеров. Они выступают тем звеном, которое соединяет гражданское общество с государством и представляют его в политической системы. Каждая политическая партия стремится занять такое положение в политической системе, которое предоставит ей возможность определять политику государства или влиять на нее.

В отличие от политических партий общественные организации не стремятся к власти, а ограничиваются лишь воздействием на нее в интересах тех слоев населения, которых они представляют. Одни общественные организации являются составляющей политической системы общества, они постоянно осуществляют взаимодействие с государством и политическими партиями. К ним относятся: профессиональные и творческие союзы, объединения предприятий, молодежные, женские, ветеранские и другие добровольные объединения. Другие общественные организации, как правило, не принимают участия в осуществлении политической власти, но при определенных условиях они могут выступать как группы интересов и тем самым быть субъектами политики. К ним относятся: разнообразные любительские объединения (рыбаков, охотников, филателистов и т.п.), спортивные и научно-технические общества.

Заметное, а в некоторых странах определяющее место в политической жизни общества принадлежит религиозным организациям, церкви.

Активным и самостоятельным элементом политической системы общества выступают средства массовой информации (пресса, радио, телевидение, интернет-издания и т.п.), которые в демократических странах фактически играют роль "четвертой власти". Они существенно влияют на деятельность всех звеньев управления, способствующих подготовке и реализации целей политики. Необходимо отметить, что интересы определенных социальных сил всегда доминируют в изложении массовой информации.

Постоянной составляющей политической системы общества являются представительные и исполнительные органы, которые избираются населением соответствующих административно-территориальных единиц. Эти органы в зависимости от особенностей его политико-территориального и административно-территориального устройства, формы государственного правления и политического режима, исторических, национальных, географических и других особенностей имеют название органов местного самоуправления или муниципального управления. Местное самоуправление является непосредственно органами публичной власти, формой самоорганизации населения в виде территориальной громады для решения вопросов местного значения;

2) нормативно-регулятивная подсистема. Ее образует совокупность социальных норм, с помощью которых осуществляется регулирование общественных, в том числе и политических отношений.

По способу образования различают следующие основные виды социальных норм:

а) нормы права - это общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные или санкционированные государством и направленные на регулирование важнейших общественных отношений путем предоставления их участникам юридических прав и возложении на них юридических обязанностей. Другими словами - это правила, содержащие разрешение, ограничение, запрет или определяет, каким образом следует действовать при определенных обстоятельствах;

б) корпоративные нормы (нормы политических партий, общественных организаций, других объединений граждан) - это правила поведения, устанавливающие для своих членов объединения граждан, которые государство признает или даже предоставляет им обязательного характера. Особенность корпоративных норм заключается в том, что они регулируют деятельность, обусловленную заданием определенных объединений граждан и направленная на достижение определенной цели, ради которой эти объединения созданы. Эти нормы находят свое выражение и закрепление в правовых актах (уставы, положения, программы), которые выдаются соответствующими объединениями. Однако программные установки, сформулированные политической партией, могут существенно влиять на политику государства, политическую систему в целом, особенно тогда, когда эта партия становится правящей;

в) нормы морали - это правила поведения людей, которые сложились в обществе на основании их представлений о честь, достоинство, совесть, добро и зло, справедливое и несправедливое, гуманное и негуманное, и обеспечиваются их внутренними убеждениями и средствами общественного воздействия. Они документально незафиксированные и существуют как моральные ориентиры в сознании людей. Наибольшее влияние на политическое поведение граждан оказывают нормы политической этики, которые касаются именно политического общения;

г) обычаи и традиции. Обычаи - это неписаные правила поведения людей, социальных групп, исторически сложившихся в обществе в результате многократного повторения и использования в течение длительного времени в аналогичных ситуациях, которые закрепились в их сознании и поведении, стали внутренней потребностью их психической деятельности.

Традиции - это общие правила поведения людей, социальных групп, которые закрепились в общественной практике в результате многократного повторения в течение длительного времени и передаются из поколения в поколение.

Традиции является разновидностью обычаев, они охватывают, как правило, соответствующий тип поведения, состоят не из одного действия, а по стилю поведения. Обычаи и традиции отличаются друг от друга степенью всеобщности правила поведения. Традиции считаются более общим правилам чем обычаи.

Политические обычаи и традиции хотя и не имеют юридического значения, но они могут существенно влиять на реальные действия политических институтов. По сфере действия различают следующие основные виды социальных норм:

а) экономические нормы - это правила поведения, регулирующие отношения в экономической сфере жизнедеятельности общества, то есть связанные с взаимодействием форм собственности, с производством, распределением и потреблением материальных и иных социальных благ;

б) политические нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между социальными группами людей, нациями, народностями, их участие в организации и осуществлении государственной власти, отношения с другими субъектами политической системы общества;

в) религиозные нормы - это правила поведения верующих людей, которые сложились на вере в существование Бога, установленные различными вероисповеданиями и содержатся в религиозных источниках. Эти нормы регулируют отношения верующих в церкви или иной религиозной организации и порядок отправления ими религиозных культов.

Выполнение большинства социальных норм обеспечивается негосударственными средствами: общественным порицанием, санкциями со стороны объединений граждан, церкви. Государство обеспечивает только нормы права;

3) коммуникативная подсистема охватывает политические отношения, т.е. те взаимосвязи социальных субъектов, которые складываются в процессе осуществления политической власти или по ее поводу. Субъектами политических отношений являются граждане и их различные политизированные объединения, социальные общности, политические институты. Существуют межклассовые, внутрікласові, межнациональные и межгосударственные отношения, которые составляют социальную основу политической системы общества и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

Можно выделить некоторые разновидности политических отношений.

Во-первых, это отношения, которые возникают внутри политических организаций - между государством и его гражданами, между политическими партиями и политизированными объединениями граждан и ее членами.

Во-вторых, это отношения, которые возникают между различными политическими партиями и политизированными объединениями.

в-третьих, это отношения между политическими партиями и политизированными объединениями граждан с одной стороны, и государством - с другой.

Коммуникативная подсистема охватывает также другие взаимодействия, которые складываются между политической системой и другими системами, прежде всего экономической, социальной, экологической, социокультурной и т.п.;

4) духовно-идеологическая подсистема отражает идеологические, духовные и психологические характеристики политической системы общества и раскрываются прежде всего в политическом сознании и политической культуре населения.

Политическое сознание это одна из форм общественного сознания, совокупность политических идей, взглядов, представлений, оценок, установок, которые отражают осознание отдельного человека, социальных групп или общества в целом реальных событий политической жизни сквозь призму их интересов и ценностных ориентаций.

Политическое сознание населения, его отдельных слоев и групп, а также индивидов формируется под влиянием социальных, экономических, исторических, национальных, культурных, идеологических и других факторов. При этом политическое сознание обязательно является атрибутом политического действия, ее непременным элементом, от нее в значительной степени зависит характер политического процесса.

Политическое сознание выполняет следующие функции: познавательную, прогностическую, мобилизующую, интегративную, регулятивную, функцию оценки. Она имеет сложную структуру. За субъектом (носителем) выделяют такие виды политического сознания: индивидуальная (отдельного человека) сознание; групповая (различных социальных групп населения) сознание; общественная (населения страны, отдельного региона, определенного этноса) сознание. Указанные виды политического сознания взаимосвязаны, групповое и общественное сознание состоят из политического сознания отдельных людей. В то же время индивидуальное политическое сознание формируется под влиянием группового и общественного политического сознания.

За социальными функциями политическое сознание может быть консервативной, реформистской, революционной. По признаку отношения к власти сознание может быть демократическим и недемократическим. В гносеологическом плане выделяют следующие уровни политического сознания: эмпирический, обыденный, теоретический. Кроме того, политическое сознание может быть деформированной, "раздвоенной", особенно тогда, когда существует разрыв между словом и делом, сознанием и поведением, когда официальная пропаганда не отражает реального состояния дел. Неотъемлемым элементом политического сознания является стереотипы. Хотя они являются упрощенным отражением действительности, однако необходимы, поскольку дают возможность человеку ориентироваться в политической жизни, играют роль определенных эталонов при оценке событий, фактов и т.д. Вместе с тем политическое сознание не является суммой стереотипов. Изменение стереотипов - достаточно сложный процесс. Как правило, она происходит путем вытеснения одних сложных типов другими. Достаточно интенсивной является изменение стереотипов в переходные периоды, когда происходят преобразования в социально-экономической и политической сферах.

Одной из форм проявления политического сознания является политическая культура, которая представляет собой особый вид общей культуры народа. Формирование политической культуры не является обособленным процессом от развития других видов культуры.

Политическая культура - это совокупность политических знаний, взглядов, убеждений, духовных ценностей и образцов поведения отдельных граждан, социальных слоев населения, которые касаются их взаимодействия с политической властью.

К политической культуре относят: базисные знания о политике; оценку политических явлений, мысли о том, как должна осуществляться власть; эмоциональную сторону политических позиций; признанные в обществе образцы и нормы политического поведения. Ученые выделяют следующие типы политической культуры:

1) патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса населения к политической жизни. Члены общества не ожидают никаких изменений со стороны политической системы, тем более не проявляют собственной инициативы, чтобы эти изменения имели место. Аполитичность, замкнутость на местной или этнической солидарности характерны для этого типа политической культуры;

2) підданський, где присутствует сильная ориентация на политические институты, соединенная с низкой индивидуальной активностью людей, которыми руководит опасения наказания или ожидание благ;

3) активістський (партиціпаторний), для которой характерна заинтересованность населения в политическом участии и проявление на практике такой активности.

Указанные типы на практике взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Для стран со стабильным демократическим режимом характерен гражданский тип политической культуры, что является производным от трех перечисленных основных типов культур.

Некоторые политологи проводят типологизацию по уровню общественного развития и выделяют четыре типа: архаичную, элитарную, представительскую и политическую культуру высокой гражданственности, другие - в зависимости от типа политического режима определяют три типа: тоталитарную, авторитарную и демократическую.

Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизнеспособности политической культуры в легитимности существующей системы и действующего политического режима. В системе ценностей, ориентаций, установок, стереотипов, составляющих политическую культуру, главное место принадлежит элементам, которые способствуют формированию и сохранению политической системы. Вместе с тем, было бы неправомерно рассматривать политическую культуру как систему распространенных в обществе ценностей, убеждений и символов и ограничивать ее только позитивными установками в отношении существующей политической системы. Социальные группы, что выступают за изменение системы, также имеют свои ценности и убеждения.

Итак, политическая культура играет чрезвычайно важную роль в функционировании политической системы, она способствует формированию отношения человека к окружающей среде, основных целей и содержания политики государства, предусматривает содействие единению всех слоев населения, создание широкой социальной базы для поддержки системы власти и политической системы в целом.

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

Проблема общества, его организации и функционирования всегда занимали важное место в исследованиях ученых.

На определённом этапе развития общества появляется частная собственность, классы и социальные группы, формируются политические идеи и теории, возникает потребность руководства обществом. Так формируется и исторически развивается политическая система общества.

Политическая система общества - упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственные органы, политические партии, движения, общественные организации), в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Термин "политическая система общества" обязан своим происхождением широкому развитию в 60-е годы ХХ в. системного метода исследований (общая теория систем Л. фон Берталанфи) и разработке на его основе теории социальной системы (прежде всего в трудах Т. Парсонса, И.Мертона, М.Леви и др.). В центре внимания советских ученых-обществоведов и ученых из социалистических стран эта тематика оказалась позже: со второй половины 60-х до конца 70-х годов. Если же заглянуть глубже в историю науки, то одним из основоположников системного подхода к политике был выдающийся древнегреческий философ Аристотель, а автором первого научного определения политики и попыток его практического применения к анализу политической реальности считается английский философ и мыслитель Т.Гоббс.

Политическая система современного общества отличается чрезвычайной сложностью, многообразием структурных элементов, функциональных характеристик и взаимосвязей. Она предоставляет одну из его подсистем наряду с экономической, социальной, политической и духовно-идеологической. Существует множество определений политической системы общества.

В отечественной литературе распространение получило определение, основанное на функциональном подходе. Автор одного из первых определений Ф.М.Бурлацкий понимает под политической системой "относительно замкнутую систему, которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как целого, централизованно управляемого политической властью социального организма, сердцевину которого составляет государство, выражающее интересы экономически господствующих классов". В данной дефиниции акцент сделан надвух моментах, имеющих большое значение для раскрытия и понимания политической системы: во-первых, ее целевом назначении (интеграция как главная функция) и, во-вторых, классовой сущности системы, которая идентифицируется путем указания на природу государственной власти.

В западной политологиинесколько направлений в толковании политической системы общества - американская школа, французская и германская.



Американская школа (Д.Истон, Д.Дойч, Г.Алмонд) дает широкое толкование политической системы общества, понимая под ней в целом способ поведения людей, когда эта система осуществляет авторитарное (властное) распределение ценностей.

Французская школа (М.Дюверже) отождествляет политическую систему с политическим режимом. Здесь понятие политической системы общества сужается, берется лишь одна из его сторон.

Германская школа (М.Вебер, К.фон Бойме) рассматривают политическую систему как государство и его структуру. Но с этим нельзя согласиться, т.к. государство – это один из элементов политической системы.

Кроме этих направлений существует еще множество других моделей политической системы, характеризующих политическую систему как политический процесс, политическое поведение в рамках тех или иных общностей – профсоюзов, фирм, клубов, городов.

Наиболее рациональны два определения политической системы:

1 политическая система общества - система институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных организаций), в рамках проходит политическая жизнь общества и осуществляется власть;

2 политическая система общества - совокупность политических институтов и отношений определенного общества.

По мере развития и усложнения жизни, вызванных социально- экономическими, научно-техническими, международными факторами изменяется и политическая система. Политическая система трансформируется и приспосабливается к переменам в обществе. Одновременно она оказывает влияние на окружающую среду, управляющая и регулирующая общественная сила.

Как и всякая упорядоченная система обеспечения жизнедеятельности общества, политическая система имеет внутреннюю организацию, структуру.

Политическая система структурно состоит из 4-х элементов:

1) политических институтов;

2) взаимоотношений между ними;

3) политических норм, сознания, культуры;

4) политической деятельности, политического процесса.

Так, политическая система подразделяется на подсистемы: институциональную, нормативно-культурную, функциональную и субстанциональную. Рассмотренные в единстве и целостности, они составляют комплекс взаимодействующих институтов и отношений, отраженных в сознании, культуре и реализующиеся в практически-политической деятельности.

Структура политической системы определяется либо, исходя из системного подхода, либо из структурно-функционального подхода.

Подсистемы в структуре политической системы общества: институциональная, регулятивная, функциональная, коммуникативная, политико-идеологическая, нормативно-культурная.

1. Институциональная подсистема - "каркас" политической системы общества, в которую входят органы государственной власти, политические партии, общественные движения, общественные организации, средства массовой информации и пр. Создается нормативно - правовая база для функционирования всей политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы. Это совокупность различных содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества. Ей принадлежит ключевая роль в политической системе.

2. Регулятивная подсистема - правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.

3. Функциональная подсистема - это формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение это находит в понятии "политический режим".

4. Коммуникативная подсистема охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы (классами, социальными группами, нациями, индивидами) по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики, а также между политическими системами различных стран.

5. Политико-идеологическая подсистема - совокупность политических взглядов, идей, теорий и концепций, представлений участников политической жизни общества на основе которых возникают, формируются и развиваются различные общественно-политические институты. Эта подсистема играет су-щественную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Нормативно-культурная подсистема - интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций политического поведения; политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.

Каждая из подсистем имеет собственную структуру и обладает относительной самостоятельностью. В конкретных условиях в каждом государстве эти подсистемы функционируют в специфических формах.

Среди политических институтов, оказывающих влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии . К ним примыкают не являющиеся политическими институтами общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и др . Основное назначение политических институтов - представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей - главное в деятельности политических институтов.

Центральным институтом власти в обществе является государство. Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Существенное воздействие на общество оказывают политические партии, представляющие интересы части народа и ставящие целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении, также политические движения, не ставящие целью завоевание государственной власти, но к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.

В состав политической системы входят также политические отношения . Они представляют разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения подвижны и динамичны. Они определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические нормы и принципы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. При помощи этих принципов и норм политико-властные культуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют модель поведения участников политической жизни.

К числу элементов политической системы относятся политическое сознание и политическая культура . Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание.

Политическая система общества возникла для решения определенных задач. Решение их находит выражение в функциях политической системы.

Функции политической системы:

1. Политическое руководство обществом - управление общественными делами, целеполагание - определение целей, задач и путей развития общества; организация деятельности общества по выполнению целей и программ

2. Интегративная функция направлена на консолидацию общества как единого целого; согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства. Эта функция объективно обусловлена существованием разнонаправленных, порой антагонистических по своим проявлениям политических процессов, за которыми стоят разные политические силы, борьба которых чревата тяжёлыми последствиями для общества.

3. Регулятивная функция - создание особой подсистемы социально-политических норм, следование которым признается эталоном общественно приемлемого поведения.

4. Мобилизационная функция - обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.

5. Дистрибутивная функция направлена на распределение ресурсов, материальных и духовных ценностей между членами общества.

6. Функция легитимизации обеспечивает достижение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным (общепринятым) правовым и политическим нормам. Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выполняет следующие функции:

7) Функция политической коммуникации - обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между системой и средой;

8) Контролирующая функция - контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы; контроль конфликтов интересов различных социальных групп с целью сохранения единства и целостности общества.

9) Мировоззренческая функция способствует выработке видения политической действительности, формирование гражданственности, политической культуры, политических убеждений, ценностных ориентаций, политического сознания, приобщение членов общества к политической деятельности.

10) Охранительная и стабилизирующая функция обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность и стабильность политического строя;

Поделиться: