Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание

Урок технологии в 5 классе
Будехина Ольга Германовна
учитель технологии МБОУ СОШ №8 г. Конаково
2015­2016 уч. год
Кулинария
«Санитария и гигиена на кухне. Санитарные требования к
Тема:
помещению кухни и столовой. Безопасные приёмы работы на кухне».

Цель: Ознакомить с правилами санитарии, гигиены и безопасности труда при выполнении
кулинарных работ.
Задачи урока:
­ раскрыть понятие кулинария;
­ ознакомить с правилами санитарии и гигиены при выполнении кулинарных работ;
­ ознакомить с технологией мытья посуды и правилами ухода за помещением кухни;
­ ознакомить с безопасными приёмами работы на кухне и правилами оказания первой
помощи при порезах и ожогах.
Орг.момент
Приветствие. Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.
Ход урока
Повторение и обобщение
Мотивация и актуализация
Послушайте отрывок из стихотворения
К.Чуковского «Федорино горе»
«Скачет сито по полям,
А, корыто по лугам»…
«И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»…
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? Куда? Куда? Куда? Куда?
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой – ой – ой! Ой – ой – ой!
Воротитеся домой!»
Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд – куда! Куд – куда!
Вы откуда и куда?»
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
1

Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
­ Почему посуда сбежала?
­ Как вы думаете, как называется тема сегодняшнего урока?
Записать в тетрадь
Тема урока:
«Санитария и гигиена на кухне».
Сегодня на уроке речь пойдет о посуде, о правилах ухода за
ней, а также о безопасных приемах работы на кухне и первой
помощи при порезах и ожогах паром или кипятком.
Открытие нового знания
Записать в тетрадь
Слово кулинария происходит от латинского culina – “кухня”
и означает искусство приготовления пищи.
На уроках кулинарии вы попробуете свои силы в различных
профессиях: помощник повара, повар, официант и др.
На практических уроках вы будете работать в группах
(бригадах). Совместная коллективная работа требует
чёткости выполнения всех работ и распределения
обязанностей.

Санитарно­гигиенические требования
К помещению кухни и столовой предъявляют особые
требования ­ это прежде всего чистота.
Так было всегда: и в прошлом, когда пищу готовили на
открытом огне очага, и теперь, в условиях высокой
технической оснащённости домашнего хозяйства.
Уход за кухней довольно трудоёмок и сложен, потому что на
ней сосредоточено много важных объектов.
Это и продукты питания, которые надо уметь сохранить и
правильно переработать, и электрическая или газовая плита ­
основное оборудование для тепловой обработки продуктов, и
многочисленная кухонная утварь, посуда, разнообразные
технические приспособления и электроприборы.
Приготовление пищи не терпит присутствия грязи на руках,
продуктах, посуде, так как болезнетворные микробы могут
вызвать пищевые отравления. Вот почему при кулинарных
работах нужно соблюдать санитарно­гигиенические
требования. Ознакомимся с ними и будем в дальнейшем
неукоснительно им следовать.
Григорий Остер в своих «Вредных советах» написал так:
Если ты пришел на кухню,
Руки мыть ты не спеши.
2

Фартук надевать не нужно,
Его ты вовсе не носи.
Не спеши ты вымыть фрукты –
От мытья им только вред.
Прихватив ножи и доску,
Режь скорее все подряд.
Позабудь про холодильник!
Подготовь на кухне полку.
Молоко, сосиски, рыбу
На ней лучше сохранишь.
­ Вы согласны с писателем?
Записать в тетрадь
Первичное закрепление
Работа с карточками
Работа по учебнику
п.5 стр.31­33
­ Что нужно делать для поддержания чистоты на кухне?
1.Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования
2.Ежедневно проводить уборку помещения
3.Ежедневно мыть и вытирать мебель и кухонное
оборудование
4.Своевременно выбрасывать мусор
5.Производить уборку специальными моющими и чистящими
средствами
Посуда и уход за ней
­ Умеете ли вы мыть посуду?
­ В какой последовательности вы это делаете?
Задание по карточкам
Попробуйте определить правила мытья посуды: разложите
карточки на столе в правильной последовательности
Отсортировать посуду
Вымыть посуду в горячей воде
Замочить посуду
Удалить остатки пищи с посуды
Поставить чистую посуду на сушку
Промыть посуду
2
4
3
1
6
5
На кухне необходимо иметь определённый набор посуды.
­ Что вы знаете об этом?
На кухне необходимо иметь набор посуды. Минимальный
набор состоит из четырёх предметов: кастрюли, сотейника и
двух сковород различного размера.
Но для того чтобы готовить быстро, качественно и
разнообразно, желательно иметь на кухне: 4­5 кастрюль
разного размера и формы; набор разных по величине сковород
(для мяса, рыбы, блинов и т.д.); казан или гусятницу с
3

толстыми стенками для тушения; противни и формы для
выпечки в духовом шкафу и специальную посуду для
приготовления в СВЧ­печи.
Посуда может быть чугунная, эмалированная, из
нержавеющей стали, стеклянная, с антипригарным покрытием.
Для запекания продуктов в духовом шкафу применяют
посуду из огнеупорного стекла или глиняную (керамическую).
Для облегчения работы на кухне нужно иметь разнообразный
инвентарь и приспособления: несколько разделочных досок
для нарезки хлеба, овощей, мяса, рыбы; набор столовых
ножей, тёрку, скалку, овощечистку, пресс для чеснока;
кухонный набор: лопаточку, ложку, шумовку, половник и др.;
кухонные весы, таймер, фольгу или рукав плёнки для
запекания.
Для подачи готовых блюд используют фаянсовую или
фарфоровую столовую посуду ­ тарелки закусочные,
пирожковые, десертные; столовые приборы ­ ножи, вилки,
ложки и чайную посуду ­ чашки, блюдца, заварочный чайник,
молочник идр.
Кухонную посуду надо мыть сразу после её использования.
Пригоревшую пищу нужно отмывать, а не соскабливать.
Столовую и чайную посуду также моют сразу после еды, так
как остатки пищи могут засохнуть, и потребуется больше
усилий для их удаления. Следует помнить, что грязная посуда
привлекает мух и тараканов ­ переносчиков опасных
заболеваний.
Первичное усвоение новых знаний
Техника безопасности на кухне
Работа на кухне таит в себе опасности.
При неумелом пользовании ножом или колющими
приспособлениями можно порезаться.
Горячей водой или о раскалённую посуду можно обжечься.
Поэтому во время работы на кухне дома и в кабинете
технологии в школе нужно строго соблюдать правила
безопасной работы.
Работа по учебнику
п.5 стр.34­35
Практическая работа «Первая помощь»
Работа по учебнику п.5 стр.36­37
Итог урока
4

Приготовление и прием пищи связаны с жизненно важными для человека проблемами - с физическим здоровьем и поддержанием жизнедеятельности организма. Поэтому при приготовлении пищи большое внимание уделяют санитарии и гигиене. Только при условии соблюдения требований личной гигиены, чистоты помещения, рабочего места и посуды, используя только свежие продукты, можно приготовить доброкачественную, полезную пищу.

Правила санитарии и гигиены

  1. Перед началом работы наденьте фартук и косынку.
  2. Ногти должны быть коротко острижены и не накрашены, руки вымыты с мылом.
  3. При приготовлении пищи пользуйтесь только чистой посудой и инвентарем.
  4. Используйте разделочные доски и инвентарь в строгом соответствии с их назначением (дпя овощей, мяса, рыбы, хлеба и т. д.).
  5. Следите, чтобы готовые продукты (сваренные или обжаренные) не соприкасались с сырыми, которые еще будут подвергаться тепловой обработке.
  6. Для приготовления пищи пользуйтесь только свежими продуктами, качество которых можно определить по внешнему виду, цвету, запаху, вкусу.
  7. Накладывайте пищу отдельной ложкой, а не той, которой пользовались, готовя блюдо.
  8. Следите за чистотой рабочего места и помещения в течение всего времени приготовления пищи, а также после ее приготовления.

При переработке и хранении пищевых продуктов необходимо соблюдать режимы их тепловой обработки и сроки хранения, так как продукты питания являются благоприятной средой для развития микроорганизмов: бактерий, микроскопических грибков, водорослей, вирусов и болезнетворных микробов.

Попадая в организм человека с пищей, микроорганизмы вызывают пищевые отравления (пищевые инфекции). Знания человека об особенностях распространения микроорганизмов помогают предупредить инфекционные болезни и даже ликвидировать некоторые из них.

Для пищевых отравлений характерны следующие признаки: тошнота, боль в области живота, рвота, понос, головная боль, головокружение, резкая слабость, а в тяжелых случаях - потеря сознания. При появлении таких признаков необходимо изъять из употребления продукт, который стал причиной отравления, вызвать врача, оказать первую медицинскую помощь заболевшему. Если пострадавший находится в сознании - промойте ему желудок: дайте выпить 3-4 стакана бледно-розового раствора пер-манганата калия (марганцовки) и, надавливая на корень языка черенком ложки или пальцем, вызовите рвоту.

После промывания желудка дайте отравившемуся активированный уголь. Для этого 5-10 таблеток залейте стаканом (200 мл) холодной кипяченой воды, тщательно перемешайте и дайте выпить.

При сильном отравлении обязательна неотложная врачебная помощь. При легком отравлении пострадавшему следует принять лекарства, нормализующие работу желудочно-кишечного тракта.

Во время работы на кухне и в кабинете кулинарии следует обязательно выполнять правила безопасной работы. Их несоблюдение может привести к ожогам, порезам, ушибам и т. д.

Правила безопасной работы

  1. Все работы выполняйте только после разрешения учителя.
  2. При пользовании электрическими плитами и электронагревательными приборами:
    • убедитесь в исправности прибора;
    • включение и выключение прибора из сети производите только сухими руками, держась за вилку электроприбора (рис. 63);
    • оберегайте нагревательные приборы от попадания на них брызг жира, сахаристых веществ, которые могут воспламеняться.

Рис. 63. Включение и выключение электроприбора

  1. При пользовании газовыми плитами:
    • убедитесь в исправности горелок и ручек крана, чтобы не допустить утечки газа;
    • перед тем как открыть кран газовой горелки, зажгите спичку.
  2. Помните, что дровяные печи имеют высокую пожароопасное и для пользования ими также существует ряд правил:
    • подход к печи должен быть всегда свободным;
    • доставать и ставить посуду в печь можно только под наблюдением взрослых, при помощи специальных приспособлений, имеющих длинные деревянные ручки (ухват, кочерга);
    • посуду (для приготовления в русской печи используют посуду с утолщенным дном и стенками) обязательно закрывают крышками.
  3. Во время приготовления пищи проветривайте помещение.
  4. Нарезку продуктов производите только на разделочных досках.
  5. При работе ножом пальцы левой руки подогните, чтобы не было видно ногтей (рис. 64).

Рис. 64. Нарезка продуктов

  1. Передавайте колющие и режущие инструменты только ручкой вперед и лезвием от себя (рис. 65). Не ходите по помещению с острыми инструментами в руках.

Рис. 65. Передача острых предметов

  1. Горячую посуду снимайте с плиты только при помощи прихваток.
  2. Крышку кастрюли с кипящей жидкостью или горячими продуктами открывайте постепенно, от себя, так как пар может обжечь лицо и руки (рис. 66).
  3. По окончании работы проверьте, выключены ли нагревательные приборы; приведите в порядок рабочее место.

Рис. 66. Снятие крышки с горячей посуды

Перманганат калия, микроорганизмы, пищевые отравления, активированный уголь.

Новые понятия

Контрольные вопросы

  1. Какие виды работ проводят на кухне?
  2. Какие правила санитарии и гигиены вы знаете?
  3. Какую первую медицинскую помощь нужно оказать при тяжелых пищевых отравлениях?
  4. Для чего надо соблюдать правила безопасной работы и санитарии при приготовлении пищи?
  5. Что может стать причиной пищевых отравлений?

Санитария и гигиена. Правила ТБ

при кулинарных работах и оказание первой помощи при ожогах.

Цель урока:1. изучить безопасные приемы труда, санитарии и гигиены. Характеристики кухонной и столовой посуды, особенности ухода за ней.

2.развивать понимание того, что несоблюдение приемов безопасного труда и нарушение санитарно-гигиенических правил приводит к травмам и пищевым отравлениям

3. воспитание аккуратности и опрятности в работе, культуры безопасного труда.

Ход урока

1. Организационный этап (3 мин.)

приветствие учащихся; проверка отсутствующих учащихся; проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка д.з. (выставка эскизов)

2. Этап актуализации опорных знаний (5 мин.) Вопросы для повторения:

1. Что такое кухня?

2. Какие требования мы предъявляем к мебели в кухне? (выбор самой успешной работы (эскиза)

3. Мотивационный этап (5 мин.)

Сообщение учащимся темы урока. – Открыли тетради, пишем тему: Санитария и гигиена.

На этом уроке мы продолжаем изучение темы «Технологии ведения дома»

4. Этап изучения нового материала (20 мин.)

Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно-гигиенических правил. Очень часто причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений, небрежность и неаккуратность, которые допускаются в процессе приготовления пищи.

Существуют определенные санитарно-гигиенические правила работы на кухне: “Требования к содержанию помещения и оборудования”, “Требования к лицам, приготавливающим пищу”, “Требования к процессу приготовления пищи”, “Требования к хранению пищевых продуктов”, “Правила безопасной работы с электрическими приборами”, “Правила безопасной работы с горячими жидкостями”.

Чтобы познакомиться с ними, я предлагаю вам ответить на вопросы:

- Какие правила мы должны соблюдать при работе на кухне ? Работа по картине учебника с.172 .

1.Содержать пол на кухне чистым и сухим, чтобы не поскользнуться.

2. Обеспечить хорошую освещенность рабочего мета.

3.Периодически проветривать помещение. Перепишите правила в тетрадях с. 172.)

- Какая посуда и инвентарь есть у нас на кухне?

- Как нужно мыть посуду?

Посуду мыть сразу после ее использования, пока не присохли остатки пищи.

Пригоревшую к посуде пищу нужно отмачивать, а не соскабливать. (учебник с.176, рис. 102)

Распределять по видам: чайная, столовые приборы, кухонная – и в той же последовательности моют.

Мыть с двух сторон.

Посуду после молока или разведенных яиц мот сначала холодной, потом горячей водой.

Вымытую посуду ставят в специальный сушильный шкаф.

- Для сохранения свежести и доброкачественности продуктов мы используем? … холодильник.

Санитарно-гигиенические требования к хранению продуктов и готовых блюд :

1. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике. 2. Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определённого срока. 3. Продукты, готовые к употреблению, хранить закрытыми отдельно от сырых. 4. Различные продукты и готовые блюда требуют определённой температуры хранения, поэтому в холодильнике их помещают на соответствующих местах (продукты не требующие долгого хранения, помещают в холодильник, например, яблоки, овощи, яйца, приготовленные блюда и пр.; продукты, требующие более длительного хранения, помещают в морозильник, например, мясо, рыбу и т.п.).

Самостоятельно изучаем как мы размещаем продукты в холодильнике учебник с. 178, рис. 104.

Рисуем табл. 13. Стр. 178 .

ТБ при работе с горячей жидкостью :

1. Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливай до края 4-5 см.

2. Проверь качество ручек ёмкости.

3. Когда жидкость закипит, уменьши нагрев. 4. Снимая крышку с горячей посуды, приподнимай её от себя. 5. Засыпай в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно. 6. На сковороду с горячим жиром продукты клади аккуратно (от себя), чтобы не разбрызгивался жир.7. Снимая горячую посуду с плиты, пользуйся прихватками.8. Не используй посуду с прогнувшимся дном.

При работе с ножом и приспособлениями 1. Передавай нож (или вилку) только ручкой вперёд.2. При работе с мясорубкой продукт проталкивай пестиком. Не поднимай нож высоко над разделочной доской.

Обратите внимание на то, что на кухне имеется много предметов, работать с которыми вам обязательно придется, но делать это необходимо очень осторожно и аккуратно. Многие предметы вам хорошо знакомы, наверное, они имеются у каждого на кухне. Но все-таки важно, чтобы вы повторили правила работы с ними. Эти правила носят название "правила техники безопасности”. Они означают систему мероприятий для обеспечения здоровых и безопасных условий труда.

А какие правила необходимо соблюдать кулинару во время работы?

Правила техники безопасности при выполнении кулинарных работ.

1. Требования безопасности перед началом работ

1.1 Надеть спецодежду (косынку, фартук), волосы убрать под косынку.

1.2 Вымыть руки с мылом.

1.3 Проверить исправность кухонного инвентаря и его маркировку.

1.4 Включить вытяжную вентиляцию.

1.5 Овощи перед очисткой тщательно помыть, те которые употребляют в пищу в сыром виде, дополнительно ополосните кипячёной водой.

2. Требования безопасности во время работы

2.1 Включать и выключать электроприбор сухими руками при этом браться за корпус вилки.

2.2 Проверить качество ручек ёмкости.

2.3 Снимая горячую посуду с плиты ставим её на подставку.

2.4 Наполняя кастрюлю (чайник) жидкостью не доливаем до края 4-5см.

2.5 Снимая крышку с горячей посуды, поднимаем её от себя.

2.6 Снимая горячую посуду с плиты пользуемся прихватками.

2.7 Засыпать в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно.

2.8 На сковороду с горячим жиром продукты кладём аккуратно (от себя), чтобы не разбрызгивался жир.

2.9 Передавая нож или вилку только ручкой вперед.

3. Требования безопасности по окончанию работы

3.1 Выключить электроплиту, выключить вытяжную вентиляцию.

3.2 Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.

3.3 Вынести мусор, тщательно вымыть руки с мылом.

Ребята, если не следовать правилам безопасной работы на уроках кулинарии, что может произойти?

Поражения электротоком;

Термические ожоги;

Порезы.

Электричество в бытовых условиях может быть причиной серьезных травм и даже смертельного исхода. Причиной многих травм являются неисправные выключатели и розетки, старая проводка, неправильное обращение с электробытовыми приборами.

Необходимо помнить об опасности воды , которая является хорошим проводником электричества. Человек значительно увеличивает риск получить травму, если работает с электробытовыми приборами мокрыми руками или стоит на мокром полу.

Ваши цели:

Отключить электроэнергию;

Оказать помощь пострадавшему;

Вызвать врача.

Действия:

1. Выключите ток на электрощите, если он в пределах досягаемости, в противном случае – выдерните штепсельную вилку.

2. Если вы не можете добраться до кабеля, розетки, электрощита, то:

- встаньте на сухую изолирующую поверхность, например, деревянную коробку, резиновый коврик или толстую книгу. Используйте швабру, деревянный стул или табуретку, чтобы оттащить пострадавшего от источника тока.

3. Не дотрагивайтесь до пострадавшего, обхватите его ногу или руку петлей и оттаскивайте от источника тока. В крайнем случае тяните пострадавшего за свободно свисающий сухой край одежды.

Если пострадавший без сознания, проверьте пульс и дыхание и при необходимости будьте готовы к реанимационным мерам. Охлаждайте ожоги большим количеством воды. Уложите его и вызовите скорую помощь.

Если человек серьезно не пострадал, создайте ему условия для отдыха и, если есть сомнения, вызовите врача.

Термический ожог - это травма, которая возникает в результате действия открытого огня, теплового излучения, соприкосновения тела с раскаленными предметами, жидкостями (кипяток) и др.

Различают четыре степени термического ожога.

Ожог первой степени, при котором поражается только верхний слой кожи, она краснеет, на месте ожога образуется отек, возникает боль.

Ожог второй степени, при нем пораженный участок увлажняется и покрывается волдырями. Необходимо оперативное лечение.

При ожоге третьей и четвертой степени поражаются все слои кожи, мышцы, нервы, жировая клетчатка. Требуется срочная госпитализация.

Действия: 1. Прекратить действия поражающего фактора (погасить пламя, убрать раскаленный предмет).

2. Снять одежду и обувь с пораженного участка.

3. Охладить место ожога водой, льдом, снегом в течение 10 минут.

4. Наложить сухую стерильную повязку.

5. Дать обильное питье.

В случае обширных ожогов пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.

Вовремя оказанная помощь при порезе поможет быстрее залечить рану и предотвратить попадание микробов в рану.

Ваши цели:

Остановить кровотечение.

Свести к минимуму возможность инфицирования.

Действия:

    Небольшие кровотечения можно остановить, придав конечности возвышенное положение и прижав рану.

2. Накройте рану стерильной салфеткой и забинтуйте.

3. При незначительных порезах достаточно наклеить лейкопластырь

5. Этап проверки понимания учащимися нового материала (3 мин.)

Вопросы для учащихся:

С какими правилами санитарии и гигиены мы сегодня с вами познакомились?

Какие требования предъявляются к лицам, приготавливающим пищу?

Какие правила ухода за кухонной посудой необходимо соблюдать?

После каждого ответа на вопрос, обращаюсь к девочкам с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ, найти другое, возможно более рациональное решение.

6. Этап закрепления нового материала (5 мин.)

На этом этапе девочкам предлагается составить кроссворд из 5 слов, используя материал урока (задание выполняется на отдельном листе).

В случае, если девочки справятся быстро, то некоторые кроссворды можно разгадать на уроке (коллективно). В противоположной ситуации кроссворды собираются, перемешиваются и раздаются каждой девочке в качестве домашнего задания.

Вопросы учащимся :

Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему вы смогли научиться на уроке? Что вас удивило?

Как вы думаете, пригодятся ли вам знания и умения, которые вы получили сегодня на уроке?

7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)

Д.р. повторить правила ТБ

8. Подведение итогов занятия (2 мин.)

Оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.

Урок "Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания" разработан для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС II поколения. Структура урока: 1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Повторение и закрепление.

5) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

6) Рефлексия, выставление оценок (подведение итогов занятия).

Для обеспечения мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности на уроке используются активные формы обучения: фронтальная, групповая, игровая форма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель : Шепырева Наталья Васильевна, учитель технологии

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№11 с углубленным изучением отдельных предметов»

Предмет: технология

Класс 5 «а»

Учебник : Технология. Технология ведения дома: 5 класс / уч. для обуч-ся обр. учр. / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Тема урока : «Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания».

Тип урока : Урок «открытия» новых знаний.

Цель урока : Познакомить обучающихся с правилами санитарии и гигиены, сформировать у учащихся знания о здоровых принципах питания.

Задачи урока :

1.Ознакомить с правилами санитарии и гигиены, изучить безопасные приемы труда; познакомить учащихся с посудой и приспособлениями, правилами ухода за ней; ознакомить с приемами оказания первой помощи при порезах, ожогах паром или кипятком; способствовать формированию представления о значении пищи в жизни человека, о питательных веществах.

2.Способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания. Формировать познавательный интерес к предмету.

3.Воспитание культуры безопасного труда и стремления к здоровому образу жизни.

Методическое оснащение:

1. Материально-техническая база:

  • кабинет технологии(оснащен компьютером);

2. Дидактическое обеспечение:

Методы обучения:

Методы проверки ключевых компетенций учащихся:

Формы организации деятельности учащихся:

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомить учащихся с посудой и приспоблениями,правилами ухода за ней, ознакомить с правилами безопасной работы на кухне, ознакомить с приемами оказания первой медицинской помощи при порезах, при ожогах паром или кипятком; освоение новых знаний о физиологии питания, выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального питания.

Метапредметные: самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока; планирование собственной познавательной деятельности; формирование навыков работы с учебной литературой; формирование навыков анализа и систематизации; организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение конкретизировать и анализировать полученную информацию; применять полученные знания в жизни, формируя здоровый образ жизни в области питания.

I. Организационный этап.

1.1. Приветствие.

Добрый день всем, кто пришел на наш урок. Встаньте красиво, поприветствуйте наших гостей, посмотрите как их сегодня много. Я думаю, что мы их порадуем хорошей работой. Я вам предлагаю искренне улыбнуться друг другу, а теперь и я вам дарю свою искреннюю улыбку и приглашаю вас на урок. Садитесь.

1.2. Проверка готовности к уроку.

  • - Сегодня на занятии присутствуют все? Спасибо.

У вас есть всё необходимое для урока (тетрадь, учебник) ? На рабочем месте должен быть порядок.

1.3. Настрой учащихся на работу.

  • - И с хорошим настроением начинаем наш урок. Я уверена. Что вы все всё знаете. И все получите хорошие отметки.

Учитель: - Свой урок я хотела бы начать со следующего стихотворения:

Пришла с работы мама.

Вздыхает мама тяжко,

В глаза ей лезет прямо

Невымытая чашка,

Обертка шоколадки

Да две арбузных корки –

Жалкие остатки

Завтрака Егорки.

Что это за картина? –

Сын сказал невинно:

  • - Это натюрморт!
  1. Вопросы для обучающихся:

1.О чем это стихотворение?(ответы учащихся)

2.Одобряете ли вы поведение Егорки?(ответы учащихся) Почему?(ответы учащихся)

3.Как бы вы поступили на его месте?

4.Как вы думаете, какая проблема рассматривается в этом стихотворении?(ответы учащихся)

Учитель: - Запишите тему урока: «Санитария и гигиена на кухне»(записать на доске).

Прослушайте пожалуйста еще одно стихотворение, оно вам должно быть знакомо:

  1. Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом,

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

"У меня живот болит".

  1. Вопросы для обучающихся:

1.Почему заболел живот у Робина Бобина? (ответ учащихся)

2.Опасно ли переедание? (ответ учащихся)

3.Питание должно быть здоровым? (ответ учащихся)

4.А какую проблему вы видите в этом стихотворении?(ответы учащихся)

Записываем на доске «Физиология питания».

Итак, тема урока «Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания».

Сегодня у нас первый урок по кулинарии, а знаете ли вы что такое кулинария?(ответ учащихся).

Учитель: - Кулинария - это искусство приготовления пищи.

- Запишите в тетрадь определение понятия «кулинария». Слайд № 1

Какие профессии связаны с кулинарией? Слайд № 2

(Ответы учащихся: повар, помощник повара, официант, санитарный врач).

Запишите в тетрадь названия этих профессий. (Повар, официант).

- Сегодня на уроке речь пойдет о посуде, о правилах ухода за ней, а также о безопасных приемах работы на кухне и первой помощи при порезах и ожогах паром или кипятком. А так же поговорим оздоровом и правильном питании.

III. Актуализация знаний.

Учитель: - Давайте для начала вспомним что такое кухня?(ответ учащихся)

Слово «кухня» заимствовано из немецкого языка и означает «место для варки». Слово кухня в русском языке не упоминалось до конца 18в. Специального помещения для приготовления пищи в крестьянских избах не было.

Примерно ¼ избы занимала русская печь, она служила для обогрева, хлебопечения и приготовления пищи. Здесь были сосредоточены все принадлежности для готовки. Посуда, найденная при раскопках: из камня, керамическая, металлическая,из бересты.

Среди древнейших орудий важное место занимали кремневые ножи, служившие и оружием и для нарезания пищи.

Сотни тысяч лет потребовалось, чтобы примитивные ножи приобрели ручку, затем превратились в бронзовые, железные, стальные и из грозного орудия преобразились в столовый нож.

Когда появились ложки, сказать трудно, но две тысячи лет тому назад они были уже известны. Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому и знают ее уже давно почти все народы.

Вилки вошли в обиход сравнительно недавно – два, три века тому назад, а в России – во времена Петра 1. Вначале вилки, использовали, как особо ценные предметы сервировки для десерта.

  1. Вопрос для обучающихся:

Давайте с вами выясним, каким должен быть основной набор кухонной посуды и инвентаря?

(ответ учащихся)

- Молодцы! Давайте проверим. Проверяем и я вношу пояснения насчет посуды. Слайд № 3

Посуда

Кухонная столовая

(кастрюли, сковородки и т.д.) (чайный, кофейный, столовый сервизы)

Учитель: - Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно – гигиенических правил. Очень часто причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений.

  1. Вопрос для обучающихся:

Что нужно делать для поддержания чистоты на кухне?(ответ учащихся)

1.Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования.

2.Ежедневно проводить уборку помещения.

3.Ежедневно мыть и вытирать мебель и кухонное оборудование.

4.Своевременно выбрасывать мусор.

5.Производить уборку специальными моющими и чистящими средствами.

6.Ежедневно менять кухонные полотенца.

7.Часто менять губки для мытья посуды.

Учитель: Каждая из вас мыла посуду. А умеете ли вы мыть посуду правильно? В какой последовательности вы это делаете?(ответ учащихся)

Учитель: - Раздаю карточки. Где нужно пронумеровать последовательность мытья посуды. Посоветуйтесь в команде.

Дети советуются, нумеруют и проверяем выведя на слайд.

Слайд № 4.

Учитель: Где у вас возникли затруднения?(обсуждение с детьми)

Кроме того сначала моют чайную, потом столовую, а затем уже кухонную посуду.

Скажите, а кроме моющих средств продающихся в магазине, что можно еще испозовать для мытья посуды?(ответ учащихся)

Учитель: -Приготовление пищи не терпит присутствия грязи на руках, одежде, посуде, так как болезнетворные микробы могут вызвать пищевые отравления. Вот почему при кулинарных работах нужно соблюдать санитарно-гигиенические требования. Давайте с ними ознакомимся и в дальнейшем неукоснительноим будем следовать. Откройте стр.30 учебника и найдите пожалуйста. Какие требования предъявляются к лицам приготовляющим пищу?

Дети ищут и зачитывают. Слайд № 5 .

1)Надеть специальную одежду.

2) Вымыть руки с мылом, подстричь ногти.

3) Спрятать волосы под косынку.

Запишите в тетрадь.

Учитель: Оказывается, существуют правила подготовки продуктов к приготовлению пищи:

Дети ищут и зачитывают. Слайд № 6 .

1) Продукты перед тепловой обработкой должны быть вымыты.

2) Фрукты и овощи, которые будут употреблять сырыми, обязательно ополаскивают кипяченой водой.

3) Для разделки мяса, рыбы, нарезки сырых и вареных овощей, хлеба нужно иметь специальные доски, а чтобы их не путать, доски надо промаркировать: Х – хлеб, СО – сырые овощи, ВО – вареные овощи, СР –сырая рыба, СМ – сырое мясо, ВР –вареная рыба, ВМ – вареное мясо, Г – гастрономия, т.е. колбаса, сыр и др.

4) Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью.

Запишите в тетрадь.

Учитель: А знаете ли вы правила хранения продуктов и готовых блюд?

Самые важные правила надо запомнить.

Дети ищут и зачитывают. Слайд № 7 .

1) Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты, скоропортящиеся продукты надо хранить в холодильнике.

2) Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определенного срока.

3) Готовые к употреблению продукты, хранить в закрытом виде,отдельно от сырых. 4)Перед загрузкой в холодильник все продукты заворачивают в пищевую пленку.

5)Готовые продукты в холодильник помещают остывшими в стеклянной, фаянсовой или эмалированной посуде.

6)Различные продукты и готовые блюда размещают в холодильнике на соответствующих полках.

Запишите в тетрадь.

Учитель : Все вы любите помогать своим мамам на кухне, но нельзя забывать о том, что кухня таит в себе опасность. При неумелом пользовании ножом можно порезаться, горячей водой или о раскаленную сковородку можно обжечься.

Сейчас каждая группа подготовит по два правила безопасного пользования:

I группа II группа

  1. газовая плита; 1) горячая посуда и жидкость;
  2. эл. нагреват. приборы. 2) ножом и приспособлениями.

Учитель: Заслушиваем и вывожу на слайд. Слайд № 8. (газ.пл.)

Слайд № 9 . (эл.нагр.пр.)

Слайд № 10 . (гор.посуда)

Слайд № 11 . (нож)

Учитель: Но все таки работая на кухне вы вдруг порезались ножом. Каковы ваши действия?(ответ учащихся)

Учитель: Запомните! (т/б при работе с ножом) Слайд № 12

Учитель: А кто- нибудь из вас когда -либо получал ожог на кухне? Что вы делали?(ответ учащихся)

Учитель: Сейчас проверим и запомним как правильно поступить в такой ситуации.

Слайд № 13

Учитель: Раздаю каждой команде по карточке.

Дети командой отвечают, а затем обмениваются ими.(взаимопроверка).

1) Карточка №1

2) Карточка №2

3) Условный порез. Дети обрабатывают « рану» сначала кипяченой водой, потом «перекисью водорода», затем накладывают повязку с помощью бинта.

4) Условный ожог. Дети погружают« ожог» сначала под холодную воду, потом холодный влажный бинт, а затем накладывают противоожоговую мазь или противоожоговую повязку из аптечки, но не тугую.

2 урок

II. Мотивация учебной деятельности.

Подойдите по 1 человеку от команды(даю конверт). Здесь задание, которое содержит всего один вопрос. Вы своей командой обсудите и дайте на него ответ. Который мы заслушаем позже. (Что вам необходимо в первую очередь?) Слайд № 14

Учитель: Что общего выявилось в данных ситуациях?

Мы с вами пришли к выводу. Что существуют основные потребности человека.

Жилище

Пища одежда

Более подробно мы будем говорить о нашем питании, а точнее о физиологии питания. Я хочу вам рассказать притчу, послушайте её внимательно.

К Насреддину пришёл мужчина и начал жаловаться на боли в животе. Да к тому же он рассказал о пышном застолье, где он попробовал все блюда выставленные на стол.

Ну что же, уважаемый! Вот Вам рецепт, получите капли для глаз!

Зачем мне капли для глаз!? - возмутился больной.

Чтобы в следующий раз видел, что ты ешь!

III. Актуализация знаний.

Питание - это очень важный физиологический процесс. Процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержки жизни, здоровья и работоспособности. Вот почему человек ест в любом возрасте и всю жизнь. (изображены продукты которые мы едим) Слайд № 15

Это то, что мы едим чаще всего, рядом интересные цифры. Они указывают на то количество продуктов съедаемых нами за нашу жизнь.

Каждый перечисленный продукт состоит из следующих «пищевых кирпичиков» , а каких мы с вами сейчас и узнаем(раздаю каждой группе по 3 конвертика, где разрезаны слова «белки», «жиры», «углеводы», «витамины», «вода», «мин.ве-ва»). Ваша задача собрать эти пазлы.

Дети собирают и получаются слова.

Называют по одному слову БЕЛКИ (прикрепляют к доске) А что же это такое(доклад учащегося) и вывести на слайд слово БЕЛКИ и продукты содерж. его. Слайд № 16

В каких продуктах находится больше всего белка?(карточки на столе с содержанием тех или иных питателтьных веществ).

Запишите в тетрадь.

Питательные вещества:

1) белки

  1. 2)... Слайд № 17

3) Слайд № 18

4) Слайд № 19

5) Слайд № 20

6) Слайд № 21

И т.д. в итоге получаем цветок.

Учитель: Ни один продукт употребляемый нами, не дает всех питательных веществ одновременно. Как вы думаете – для чего нам необходимы знания о здоровом питании?

Вся ли пища одинаково полезна?(ответ учащихся)

Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в магазин и группа №1 выберет - полезные продукты, а группа №2 - вредные(отбирают продукты) и поясняют.

Физкультминутка

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Вы потопайте – нет, нет!

Постоянно нужно есть -

Для здоровья важно!

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад,

Это правильный совет?

(Нет, нет, нет!)

Зубы вы почистили и идите спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

(Нет, нет, нет!)

Вывод: в пищу необходимо употреблять полезные продукты, исключить из своего меню «злые» продукты, которые укорачивают жизнь человека, посоветовать это окружающим людям: друзьям, родным.

  1. IV. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Вывести слайд пищевая пирамида. Слайд № 22 Как вы думаете, что это за картинка? О чем она говорит?(ответ учащихся) Учитель: Это пищевая пирамида, которая поможет вам правильно употреблять продукты питания. В основании пирамиды изображены те продукты, которые нужно употреблять больше всего - это фундамнт нашего организма, а на самой вершине пирамиды продукты, которых должно быть меньше в нашем рационе или стараться избегать их вообще. Но кроме этого необходимо соблюдать культуру питания или принципы рационального питания. Мы сейчас с вами вместе попытаемся сформулировать правила питания, анализируя пословицы и поговорки.

«Лучше 7 раз поесть, чем 1 раз наесться».

(I правило - Есть надо регулярно, не меньше 4 -5 раз в день, в одно и тоже время).

Запишите в тетрадь.

2. «Обжора роет могилу себе собственными зубами». Слайд № 24

« Пища, которая не переваривается съедает того, кто её ест».

(II правило - Умеренное потребление пищи).

Запишите в тетрадь.

3. «Когда я ем, я глух и нем». Слайд № 25

(III правило - Еду нужно принимать в спокой ной обстановке, не спешить).

Запишите в тетрадь.

4. «Гречневая каша - пища наша, а хлебец ржаной отец наш родной». Слайд № 26

«Нынче толкно, завтра толокно,да как всякий день одно, так и прискучит оно».

(IV правило - Рацион должен быть разнообразным и полноценным по составу).

Запишите в тетрадь.

Молодцы, очень хорошо справились с заданием!

Учитель: Для того чтобы пища принесла максимальную пользу, важно не только соблюдать правильный режим питания и подбирать необходимые рационы, но и правильно хранить и готовить ее. Большинство скоропортящихся продуктов хранят на холоде. Однако надо иметь в виду, что холод убивает не микробов, а лишь задерживает их размножение.Внимательными нужно быть при покупке продуктов,ведь некачественная пища может нанести вред организму, вызвать пищевые отравление. Как же это предупредить? Откройте учебник стр.39 и по очереди давайте прочитаем как избежать пищевых отравлений.

Дети читают вслух.

Учитель: А если вдруг произошло отравление вы знаете способы доврачебной помощи.(ответ учащихся) , а затем слайд. Слайд № 27

V. Первичная проверка понимания.

А. Каждой группе задание: по два принципа рационального питания, описать кратко каждый из них. Даётся 5 минут. С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.

Б. Каждой группе раздаются листы А4. Заполнить треугольник «Потребность человека в продуктах питания». Каждая группа защищает свой рисунок.

VI. Информация о домашнем задании.

Домашнее задание: параграф 5,6; Доклад на тему «Витамины в апельсинах и лимонах»; «Витамины в моркови и печени»; « Витамины в хлебе и крупах».

VII. Рефлексия.

Учитель: Ну, что же. Давайте подведём итоги сделаем выводы по теме урока.

1)Что нового узнали на уроке?

2)Что понравилось сегодня?

3)Какие затруднения у вас возникали?

Девочки, дайте оценку сегодняшнему уроку пригодятся вам эти знания, переработаете вы их, или вовсе не пригодятся(прикрепляют к стенду).

Наш урок здоровья хочу закончить высказываниями знаменитых людей: Слайд № 28

Переедание вредно для здоровья. Гиппократ

Неподходящая пища может привести к заболеваниям. К. Джефри

Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. Сократ

Будьте здоровы!



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

  • Осознание понятия кулинария .
  • Уяснение санитарно-гигиенических требований к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд; правил и последовательности мытья посуды; правил ухода за поверхностью стен и пола.
  • Уяснение безопасных приёмов работы на кухне: правилами безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и кухонными приспособлениями; правилами оказания первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
  • Осознание питания как физиологической потребности.
  • Формирование знаний о пищевых (питательных) веществах и значении белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека; пищевой пирамиде; роли витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержании в пищевых продуктах; пищевых отравлениях.
  • Практическое освоение приемов первой помощи при пищевых отравлениях.
  • Формирование знаний о режиме питания.

Метапредметные:

  • Самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока.
  • Планирование собственной познавательной деятельности.
  • Формирование навыков работы с учебной литературой.
  • Освоение навыков проведения лабораторной работы.
  • Формирование навыков анализа и систематизации.
  • Осознанное использование речевых средств для выражения собственных мыслей.
  • Организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками.
  • Оценивание правильности выполнения поставленных задач, диагностика собственной познавательной деятельности в соответствии с разработанными критериями.

Личностные:

  • Проявление познавательной активности на уроке.
  • Формирование навыков самообразования.
  • Формирование навыков общения и сотрудничества.
  • Формирование экологического сознания и бережного отношения к природным ресурсам.

Словарь урока: санитарно-гигиенические требования, кухонная столовая и чайная посуда, столовые приборы, правила безопасной работы на кухне; пищевые вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества; пищевая пирамида, режим питания.

Ресурсы урока:

  • Учебник “Технология. 5 класс, Технологии ведения дома” Синица Н. В., Симоненко В. Д., издательство “Вентана-Граф”, 2014.
  • Рабочая тетрадь по технологии, 5 класс, Синица Н. В., Буглаева Н. А., издательство “Вентана-Граф”, 2013.

Ход урока

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Мотивация.

Чтобы приготовить воскресный завтрак для всей семьи, необходимо (слайд 2 ):

  • ознакомиться с понятием кулинария ;
  • узнать, что такое санитарно-гигиенические требования;
  • попробовать себя в качестве официанта;
  • научиться правильно мыть посуду;
  • освоить приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
  • научиться оказывать первую помощь при ожогах и отравлениях;
  • узнать, какие питательные вещества необходимы человеку;
  • научиться готовить вкусные и полезные блюда для завтрака;
  • научиться сервировать стол к завтраку и оформлять блюда.

Посмотрите на требования к выполнению нового проекта и определите, сможете ли вы разработать проект без дополнительной подготовки?

3 этап. Актуализация знаний.

  • Что такое проект?
  • Что такое творческое проектирование?
  • Какие этапы выполнения проекта вы знаете?

Задание на соответствие (слайд 3 ):

Определите, какие виды деятельности соответствуют каждому этапу выполнения проекта.

4 этап. Целеполагание и планирование.

Что вы должны узнать для выполнения творческого проекта по кулинарии (слайд 4 )?

  • Познакомиться с понятием кулинария .
  • Узнать, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при выполнении кулинарных работ.
  • Научиться ухаживать за посудой, поверхностью стен и пола.
  • Изучить безопасные приемы работы на кухне и правила оказания первой помощи при порезах и ожогах.
  • Узнать, какие питательные вещества входят в состав пищи.
  • Узнать, что такое пищевая пирамида .
  • Научиться оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.
  • Познакомиться с понятием режим питания .

Обсудим план урока(слайд 5 ).

  • Познакомиться с новыми понятиями.
  • Научиться оказывать первую помощь во время работы на кухне.
  • Выполнить задания в рабочей тетради.

5 этап. “Открытие” нового знания (изучение новой темы). 1 урок.

  • Понятие кулинария.
  • Слово кулинария происходит от латинского culina – “кухня” и означает искусство приготовления пищи.
  • Санитария и гигиена на кухне.

Санитария (от лат. sanitas - “здоровье”) - система мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний (слайд 6 ).

Значение слова гигиена вы можете самостоятельно узнать в Интернете и оформить сообщение.

К помещению кухни и столовой предъявляют особые требования – это, прежде всего, чистота. Так было всегда: и в прошлом, когда готовили пищу на открытом огне, и теперь, в условиях высокотехничного оснащения кухни (слайд 7 ).

Определите, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при проведении кулинарных работ (слайд 8 ):

Если ты пришел на кухню,
Руки мыть ты не спеши.
Фартук надевать не нужно,
Его ты вовсе не носи.
Не спеши ты вымыть фрукты –
От мытья им только вред.
Прихватив ножи и доску,
Режь скорее все подряд.
Позабудь про холодильник!
Подготовь на кухне полку.
Молоко, сосиски, рыбу
На ней лучше сохранишь.

Обратите внимание на способы маркировки разделочных досок! (слайд 9 )

Какие еще требования необходимо соблюдать во время работы на кухне?

Прочитайте материал учебника на стр. 30-31 и дополните правила (самостоятельная работа с учебником).

Посуда для кухни и уход за ней; уход за поверхностью стен и пола.

Работа с учебником стр. 31-34.

Первичное закрепление полученных знаний: упражнение на соотнесение (слайд 10 ):

  • Определите, какие предметы к какой посуде относятся.

Выполните № 1 из задания 4 в рабочей тетради.

  • Безопасные приемы работы на кухне (слайд 11 ).

Работа с учебником стр. 34-36.

  • Первая помощь при порезах и ожогах.

Работа с учебником стр. 36.

Выполните № 2 из задания 4 в рабочей тетради.

Практическая работа “Приемы оказания первой помощи при порезах и ожогах”.

5 этап. “Открытие” нового знания (изучение новой темы). 2 урок.

  • Здоровое питание.

Для того чтобы жить, человеку нужно питаться. Это – физиологическая потребность. Но не вся пища, которой мы утоляем голод, нужна и полезна организму. Какое же питание является здоровым?

  • Пищевые (питательные) вещества.

Работа с учебником стр. 38-39.

Задание на соответствие (слайд 12 ).

Определите значение для человека таких веществ, как белки, жиры, углеводы и витамины.

  • Пищевая пирамида.

Работа с учебником стр.39.

Рассмотрите рис. 21 и перечислите, какие продукты расположены на определенных уровнях пирамиды (слайд 13 ).

  • Пищевые отравления, первая помощь при пищевых отравлениях.

Работа с учебником стр. 39-41.

Задание на определение правильной последовательности (слайд 14 ):

Определите правильную последовательность оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

  • Режим питания.

Для того чтобы пища приносила наибольшую пользу, нужно принимать ее в необходимых количествах и в определенное время (слайд 15 ).

  1. Сколько раз в день необходимо принимать пищу?
  2. Как называются приемы пищи?
  3. Какой прием пищи считается главным? Почему?
  4. Какие продукты можно использовать для перекусов?
  • Лабораторная работа “Определение качества питьевой воды” (приложение 1) , стр. 41 (слайд 16 ).

Показатели качества воды:

Прозрачность – для определения прозрачности нам понадобится 20 см столб: если, глядя через него, вы будете четко различать стандартный шрифт на листе бумаги, значит, вода прозрачна.

Цвет – аналогично определяем цветность, оценивая цвет столба воды на фоне белой бумаги (офисной).

Запах – запах воды оцениваем при температуре 20 градусов, затем нагреваем жидкость до 60 градусов и вновь анализируем свои ощущения.

Вкус – привкус воды может быть горьковатым, солоноватым, вяжущим и так далее. Солоноватый привкус свидетельствует о высокой минерализации воды, а неприятные вяжущие ощущения вызывает повышенное содержание ионов железа.

Кислотность – берем индикатор (лакмусовую бумажку), помещаем его в раствор и следим за изменением цвета.

Наличие хлора – определим это можно при помощи йодокрахмальной бумаги, которая при взаимодействии с ионами хлора приобретает синий цвет.

Жесткость воде придают соли кальция и магния. Если мыло в воде плохо мылится, овощи – долго варятся, если после того, как вода вскипела, на стенках емкости в большом количестве остается накипь - вода имеет повышенную жесткость.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление).

Самостоятельная работа: рабочая тетрадь – № 4, задание 4; № 4, задание 5.

7 этап. Рефлексия и оценивание.

Согласны ли вы с народной пословицей: “Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука”?

Оценочный лист (слайд 17 ):

Определение правильной последовательности мытья посуды (№ 1, задание 4) – 1 балл.

Задание на соответствие названия питательного вещества его назначению – 1 балл.

Определение правильной последовательности оказания первой помощи при порезах и ожогах (№ 2, задание 4) – 1 балл.

  • Лабораторная работа – 1 балл.
  • Активность на уроке – 1 балл.

8 этап. Домашнее задание.

Инвариативная часть. Параграфы 5-6, № 1, 2, задание 5, продукты для бутербродов: хлеб, сыр, колбаса, сливочное масло, чай, кофе, сахар, фартук и косынка.

Вариативная часть.

Темы для сообщений:

  • “Богиня здоровья”,
  • “Витамины в жизни человека”,
  • “Вода – богатство планеты”,
  • “Анализ воды в домашних условиях”.
Поделиться: