Банки какая отрасль экономики. Образование как система и отрасль экономики


Вернуться назад на

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство в зависимости от его национальных и исторических традиций, географических и геополитических условий и трудовых навыков населения создает свой неповторимый комплекс отраслей народного хозяйства, на формирование которого все большее влияние оказывает международное сотрудничество с другими странами.

При анализе национальной экономики выделяют такие понятия, как сферы, отрасли, комплексы, сектора экономики.

По участию в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и нематериальную сферу.

К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, прочие виды деятельности сферы материального производства.

К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.

В свою очередь каждая из сфер экономики делится на отрасли.

Отрасль - это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональной подготовки работающих и удовлетворяемых потребностей.

Промышленность по российской статистике подразделяется на отрасли тяжелой, легкой и пищевой промышленности. В состав тяжелой промышленности входят: электроэнергетика, топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности, а также промышленность строительных материалов.

К легкой промышленности относятся текстильная, швейная, кожевенная, обувная, меховая отрасли. К пищевой - пищевкусовая, мясная, молочная, рыбная промышленность.

Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития общественного разделения труда. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводят к формированию новых отраслей.

Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Межотраслевой комплекс - это интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. В составе промышленности, например, существуют топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и другие комплексы.

Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики.

По признаку разделения труда можно выделить межотраслевые и одноотраслевые, территориально-производственные, межотраслевые научно-технические комплексы.

Составные элементы хозяйственного комплекса могут быть сгруппированы в секторы экономики.

Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. Так, сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли.

Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.

Сектор государственных учреждений - совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.

Сектор домашних хозяйств в основном включает потребляющие единицы.

Внешний сектор - это совокупность институциональных единиц - нерезидентов данной страны (т.е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.

Различают также государственный сектор как совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами, и частный сектор как часть экономики, не находящейся под контролем государства.

По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. К отраслям, производящим товары, относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т.д.).

К отраслям, оказывающим услуги, относятся образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и пр.

Введение

Необходимость изучения экономики образования связана с кардинальными преобразованиями по мере становления рыночной экономики в России. Речь идет, во-первых, о коренной реконструкции отношений собственности и всей системы производственных отношений, как в масштабе всего хозяйства, так и в отрасли образования. Во-вторых, это связано с задачей превращения сферы образования в приоритетную отрасль государственной политики и жизнедеятельности общества. Главным гарантом успешного социально-экономического развития выступает образовательный, интеллектуальный потенциал. В-третьих, это связано с необходимостью преодоления кризиса путем глубокого реформирования всей системы образования и создания нового экономического механизма управления учебными заведениями.

Вся система экономического образования в педвузах нуждается в глубоких преобразованиях с учетом становления рыночной экономики, проникновения рыночных отношений в систему просвещения, появления рынка образовательных услуг и перехода к новому хозяйственному механизму управления образовательными учреждениями. Растет потребность в учителях экономических дисциплин в школах, ПТУ и техникумах.

Сегодня специалист и, прежде всего менеджер в области образования должен уметь не только четко и ясно экономически анализировать свой труд и его результаты, но и грамотно управлять трудовым процессом в учебном заведении.

Образование как система и отрасль экономики

Образование как приоритетная отрасль экономики

Экономическая функция образования. Образование является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, оно обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и специальной квалификации.

Сущность экономического образования.

Активное влияние на развитие производительных сил страны, повышение Эффективности общественного труда, подготовка дюжей к профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе. Воспроизводство это постоянное повторение и непрерывное возобновление общественного производства. Всякое воспроизводство представляет собой единство трех взаимосвязанных процессов воспроизводства национального продукта (материальных и нематериальных благ); соответствующих экономических отношений; совокупной рабочей силы.

Рабочая сила или способность человека к труду - это совокупность его физических и духовных способностей, использование которых обеспечивает обществу создание необходимых благ. Образование относится к той сфере человеческой деятельности, где воспроизводятся способности работника к труду, приобретается общеобразовательные и специальные знания, формируются социально-психологические отношения к труду. Образование - это “подготовительный цех” экономики страны. Главная цел образования - удовлетворение потребности людей в образовательных услугах. Образование охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для трудовой деятельности.

Наряду с материальным производством существует и нематериальное, в том числе духовное. Структура духовного производства включает важные части:

науку как накопление и обновление знаний о природе, обществе, самом человеке и создание им искусственного мира, выявление закономерностей строения и динамики окружающего мира, методов использования этих закономерностей в интересах человека;

образование как система, обеспечивающая передачу научных знаний, умений и навыков подрастающим поколениям и всему населению, удовлетворяющую их потребности в образовательных услугах и профессионально-квалификационной подготовке, а также формирующую соответствующие эстетические навыки и нравственные правила поведения в обществе;

книги и средства массовой информации, способствующие распространению и обновлению духовных ценностей;

культура как система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), обеспечивающие распространение знаний о духовных и материальных ценностях;

нравственность как система этических норм, регулирующих поведение людей, оценивающих их поступки;

идеология как мировоззрение людей, религиозные взгляды, отражающие цели и мотивы человеческой деятельности.

Отраслевой аспект образования.

Применительно к образованию термин отрасль непрерывно связан с научной сферой. Под отраслью народного хозяйств понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью условий труда (производства) профессионального состава кадров, выполняемых функции в системе общественного производства, производимой продукции и услуг. Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в этих услугах и подготовку квалифицированных работников.

Элементы экономики образования - это прежде всего производительные силы и производственные отношения в сфере образования.

Подсистемы - экономика дошкольного образования, общеобразовательных школ, профтехобразования, высших школ и послевузовского образования.

Образовательная отрасль располагает наибольшими объединительными свойствами. Она относится к социальной сфере единого народно-хозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны.

Особая роль сферы образования заключается в следующем:

Cпецифическое место образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах, специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности.

Уровень образования населения выступает как один из главных показателей благосостояния народа страны. Уровень образования отражается с помощью индекса развития человека, который характеризуется по трем критериям: а) средней продолжительности жизни; б) уровень образованности; в) размеры дохода на душу населения.

В 1991 г. СССР находился на 33 месте в мире, в 1996 г. Россия - на 57. Каждый год учебы продлевает жизнь на несколько лет, так как умные, знающие люди более здоровы, чем их сверстники. Малообразованные люди больше склонны к депрессии, у них в большей степени наблюдаются болезни века: сердечно-сосудистые, психические, повышенный риск ранней смертности связан с курением дешевых сигарет, плохим питанием, алкоголем, тучностью, тяжелыми физическими нагрузками.

Эта отрасль сама для себя готовит профессиональных работников - преподавательские кадры.

Труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства.

В образовательных учреждениях РФ трудится 5,9 млн. работников, а обучением и воспитанием охвачено около 50 млн. человек. В промышленности занято 18,5 млн., в строительстве - 6,8 млн., в сельском и лесном хозяйстве - 10,5 млн., на транспорте - 5,4 млн.

Особенности образовательных услуг.

Работники образовательных учреждений удовлетворяют потребности членов общества в самобытных экономических благах, получивших наименование “образовательные услуги”. Они представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Образовательные услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации личности.

Эти услуги выражаются в обучении потенциальных и нынешних работников, формировании и развитии их способностей к труду, специализации и профессионализации и росте квалифицированной рабочей силы. Таким образом, образовательные услуги являются продукцией образовательных учреждений, а не знания, умения и навыки выпускников.

Образовательные услуги воплощаются в материальном продукте (программы, учебник, методические пособия и т.д.), они служат лишь средством материализации и вещественным носителем этих услуг как дух оных ценностей.

В условиях НТР на ведущее место выдвигаются не столько навыки и сноровка, а солидная вооруженность знаниями, творческие способности. Экономику образования можно рассматривать как экономику развития творческих человеческих способностей.

Образовательные услуги отличаются от продукции материального производства следующим: образовательные услуги - это не материальная, а социальная ценность. От других нематериальных услуг они отличаются особой потребительной ценностью - способностью удовлетворять потребности человека в его духовном, интеллектуальном развитии и в приобретении той или иной специальности.

Во-первых, производство образовательных услуг выступает в виде потребительного производства, в сфере деятельности и не оставляет вещественного видимого продукта. Эти услуги не осязаемы, они не образуют потребителя. Процесс собственно потребления образовательных услуг выступает наряду с продуктами питания как процесс производства способности человека к труду в соответствующем физическом и духовном качестве.

Во-вторых, образовательные услуги неотделимы от педагогического работника. Если товар вещественной формы существует независимо от его изготовителя, то образовательная услуга неотделима от человека, оказывающего услугу.

В-третьих, неосязаемостью и неотделимостью образовательных услуг связано и невозможность их хранения и транспортировки, рассредоточен-ность и локальность образовательных учреждений и рынка этих услуг.

В-четвертых, эти особенности затрудняют оценку потребителем потребительных свойств представляемых услуг.

Образовательные услуги в процессе обучения не принимают самостоятельного бытия отдельно от исполнителя - преподавателя. Как и материальные блага, эти услуги имеют потребительную стоимость, которая создается конкретным трудом. Услуга определяется как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара, труда. В. Гюго писал, что школьный учитель и каретник, и ткач, и кузнец в деле, в котором он помогает Богу, он творит будущее.

Все профессии можно причислить к определенным типам по предмету и средствам труда. Для каждой существует свой профиль и код. Обычно по ее названию можно легко определить, к какой отрасли она относится и понять, какие средства труда использует. Рассмотрев существующие общие профессии всех отраслей народного хозяйства, любой человек может выбрать для себя предпочтительное занятие. В этой статье мы приведем примеры профессий разных отраслей, чтобы ознакомившись с ними вы могли выбрать для себя наиболее подходящую.

Профессии отраслей экономики

Существует обширный перечень, который включает как сквозные профессии и должности всех отраслей экономики, так и узкоспециальные рабочие места. На выбор деятельности в первую очередь оказывает влияние образование соискателя. Так, специалисты с высшим экономическим образованием, могут рассчитывать на должность в микро- и макроэкономике, сфере внешних финансов и специализированных отраслях. Если рассматривать профессии общие для всех отраслей экономики, то это прежде всего бухгалтера. В последние годы существенно расширился список профессий банковских служащих.

Список отраслей и профессий

В промышленности существуют профессии разных отраслей, в которых заняты люди многочисленных специальностей. Все вакансии можно разделить на рабочие и инженерно-технические профессии. Наиболее популярные рабочие профессии это:

  • металлургия – прокатчики, вальцовщики и сталевары;
  • добывающая промышленность – забойщики, проходчики и шахтеры;
  • строительство – бетонщики, каменщики, монтажники и стропальщики;
  • пищевая промышленность – хлебопеки, тестомесы и кондитеры;
  • легкая промышленность – закройщики, ткачи и швеи;

Существуют обслуживающие профессии рабочих общие для всех отраслей экономики. Это слесари, смазчики, электрики и охранники.

Профессии в нефтегазовой отрасли

Нефтехимическая отрасль промышленность профессия сложная и ответственная, но высокооплачиваемая. Можно привести конкретные примеры профессий относящихся к разным отраслям экономики в нефтедобыче. В списке представлены основные профессии нефтяной отрасли:

  • геолог;
  • геофизик;
  • инженер бурения;
  • специалист ОТ;
  • менеджер.

Геологи и геофизики занимаются непосредственно геологической и сейсмической разведкой. Инженеры по бурению добывают полезные ископаемые. Специалисты ОТ контролируют процесс работы, чтобы избежать несчастных случаев. Поскольку экономически сфера крайне затратна, то всегда нужны менеджеры для оптимизации расходов.

Профессии строительной отрасли

При оценке отрасли материального производства профессии строителя можно определить как наиболее актуальные. Существует большой список вакансий, занятых на любой стройке:

  • каменщики и бетонщики;
  • штукатуры и плиточники;
  • стекольщики;
  • монтажники и крановщики;
  • плотники.

Кроме этих специалистов в каждой бригаде есть многопрофильные специалисты, выполняющие большое количество обязанностей. Поэтому уровень профессиональной подготовки специалистов в строительстве может выходить за рамки их основных обязанностей.

Торговая отрасль экономики профессии

Для отрасли экономики примеры профессий немногочисленны, поскольку основной вакансией является должность кассира, к которой можно отнести любых торговых специалистов. Однако валютные и операционные кассиры это необходимые профессии разных отраслей экономики, обеспечивающие проведение любых финансовых операций.

Профессии в отрасли образования

Профессии сферы образования напрямую связаны с научной деятельностью. В отрасли исторической деятельности можно выделить антропологов, палеонтологов и археологов. Животный мир изучают биоинженеры, ихтиологи и океанологи. Романтическим профессии: спелеология, гидрология, кристаллография, метеорология и должность гляциониста.

К творческим профессиям относятся социология, филология, этнография, генеалогия, должности искусствоведа и реставратора. Профессии будущего: нанотехнологии, генная инженерия и химические специальности.

Профессии отрасли здравоохранения

Специалисты здравоохранения трудоустроены в отрасли медицины и их можно объединить в общее наименование – врачи. Традиционными врачами общей практики являются терапевты, медсестры и фельдшера. С детьми работают акушеры и педиатры. В непосредственном спасении жизней участвуют хирурги и анестезиологи.

В сфере зубной медицины заняты стоматологи, гигиенисты и зубные техники. К техническим медицинским специальностям относятся рентгенологи, лаборанты, технологи, офтальмологи и оптикометристы. В научной сфере заняты вирусологи, диетологи, биофизики, биологи и геронтологи. Изготовлением и реализацией лекарственных средств занимаются фармацевты и провизоры.

Транспортная отрасль экономики профессии

Если для отрасли материального производства примеры профессий включают весьма обширный и разнообразный список, то транспортная сфера вмещает всего несколько разделов:

  • авиация;
  • мореходство;
  • железная дорога;
  • логистика;
  • командировочные профессии.

Суть этой работы заключается в перемещении товаров, грузов или людей между пунктами назначения, в том числе и за пределами государства.

Профессии отрасли сельского хозяйства

Сфера сельского хозяйства обеспечивает население продовольствием. Наиболее востребованные сельскохозяйственные профессии это агрономы и механизаторы, ветеринары, животноводы и птичники. Все профессии требуют специфических знаний и навыков и всегда остаются вакантны.

Возможно Вас заинтересуют.

На практике довольно часто можно услышать такие выражения: «юрист по недвижимости », «юрист по земельным вопросам », «юрист по строительству ». То есть юрист специализируется не на какой-либо отрасли права , а на всех вопросах, регулирующих определенные общественные отношения (это может быть как овеществленный объект (недвижимость), так и узкоспециализированные области общественных отношений (применение аккредитивов, валютный контроль)). Говоря иначе, юристов принято рассматривать по сфере деятельности, в которой они разбираются лучше всего.

Например, юрист «по недвижимости» является специалистом в следующих направлениях :

  • гражданское право (разделы о сделках с недвижимостью);
  • налоговое право (возникновение при продаже налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц);
  • представительство в суде по данным вопросам;
  • знание других аспектов (схем расчетов, схем продажи через продажу доли в уставном капитале, основ безопасности, правил проверки контрагентов).

То есть регулирование таких отношений довольно сложно, многоаспектно и работодателю интересно, чтобы юрист знал все аспекты работы в одной сфере деятельности .

Если говорить о сферах деятельности юриста более детально, то стоит выделить экономическую сферу — самую обширную и востребованную на сегодняшний день. Каждая отрасль экономики предъявляет юристам разные требования. Если это производство, то большая часть работы связано с договорами поставки и спорами в этой области, если банковская сфера - то это кредитование и вклады.

Выделим основные отрасли экономики:

Производящие товары (материальные блага):

  • промышленность (электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка и т.д.);
  • сельское хозяйство;
  • лесное хозяйство;
  • строительство и пр.

Оказывающие услуги (непроизводственные отрасли):

  • банковская деятельность;
  • торговля;
  • бытовые услуги,
  • транспорт;
  • туризм;
  • досуг;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • пенсионное обеспечение;
  • научная деятельность;
  • народное образование и пр.

Каждая отрасль имеет разную привлекательность для юристов, в зависимости от того где лучше материальное и социальное обеспечение, больше перспектив роста карьеры , возможностей самореализации, где комфортнее условия труда, где интереснее работа. Все эти требования индивидуальны для каждого человека.

Но если говорить о материальном обеспечении, то логично предположить, что оно может быть выше в тех отраслях экономики, которые наиболее прибыльны - нефтяная и газовая промышленность, например. Хотя большое значение играют и конкретные игроки рынка и уровень занимаемой должности. В какую отрасль экономики пойти решать самому юристу — все зависит от его

Сферы экономики, как уже отмечалось, подразделяются на специализированные отрасли. Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития общественного разделения труда.

Оно выражается в трех формах:

Частное;

Единичное.

Общее выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт.

Частное проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства.

Единичное находит свое отражение в разделении и организации труда непосредственно на предприятиях.

Производство той или иной продукции становится самостоятельной отраслью или самостоятельным производством при условии наличия ряда однородных предприятий, специально занятых изготовлением отдельных видов продуктов.

Отрасль можно рассматривать как совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение. Кроме общности выпускаемой продукции и удовлетворяемых потребностей предприятия одной отрасли характеризуются общностью технологии производства, основных фондов, профессиональной подготовкой рабочих кадров.

Таким образом, отрасль – совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью сферы деятельности в системе общественного разделения труда, выпускаемой продукции, технологии производства, использования ресурсов (сырья, основных фондов, профессиональных навыков работников).

Одной из целей деления национальной экономики на отрасли является сопоставимость статистической информации на международном уровне. В связи с этим введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), предусматривающий классификацию видов экономической деятельности, принятую в Европейском экономическом сообществе.

Развитие экономики, дальнейшее углубление специализации ведет к формированию новых отраслей и видов производства, одновременно идут процессы кооперации и интеграции. Это приводит к устойчивым связям между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Межотраслевой комплекс – интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, различных стадий производства и распределения продукта.

Межотраслевые комплексы возникают внутри отдельных отраслей экономики и между различными отраслями. Например, в составе промышленности функционируют такие комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и др. Более сложной структурой отличаются строительный и агропромышленный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики.

Межотраслевые народно-хозяйственные комплексы подразделяются на целевые и функциональные.

Основу целевых комплексов составляют воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта, например, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, транспортный комплекс и др. В основу функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции (инвестиционный, научно-технический, экологический комплексы).

Комплексность, т.е. единение растущего многообразия, является следствием качественного роста общественного характера производства, его обобществления.

Отрасли промышленности России объединены в следующие комплексы:

1) топливно-энергетический;

2) металлургический;

3) машиностроительный;

4) химико-лесной;

5) агропромышленный;

6) социальный (производство товаров народного потребления в легкой промышленности);

7) строительный комплекс (промышленность стройматериалов).

Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных комплексов. Топливно-энергетический комплекс представляет собой интегрированную систему угольной, газовой, нефтяной, торфяной, сланцевой промышленности, энергетики, отраслей по производству энергетического и других видов оборудования, объединенных общей целью в удовлетворении потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии. В него входят более 2000 предприятий и акционерных обществ.

Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и осуществляет экспорт топлива и электроэнергии в значительных объемах.

Доля экспорта продукции ТЭК составляет около 50% от экспортного потенциала страны, налоговые поступления от структур ТЭК достигают 55–65% суммарного сбора налогов, хотя в объеме валового продукта их доля около 15%.

Однако и в нашей стране наиболее экономное и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, как и всех других видов материальных ресурсов, приобретает особое народно-хозяйственное значение. Это необходимо учитывать при рассмотрении резервов повышения эффективности деятельности предприятий.

Агропромышленный комплекс отличается от других межотраслевых комплексов тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики.

АПК включает сельское хозяйство, отрасли перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для легкой и пищевой промышленности, производство минеральных удобрений, средств защиты растений, ветеринарных препаратов; строительство объектов производственного назначения, включая мелиоративное и водохозяйственное.

В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. Входящие в АПК отрасли объединены общей конечной функцией – снабжением страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Обеспечение продовольственной безопасности – главная задача АПК.

В практике планирования и учета определяется отраслевая структура, т.е. нахождение удельного веса отдельных отраслей в общем объеме производства продукции или в общей стоимости основных производственных фондов, или в общей численности работающих.

Поделиться: