Презентация на тему "названия растений". Презентация на тему: Названия растений Полынь – одно из древнейших лекарственных растений

Растительный мир планеты очень многообразен. Наука, которая его исследует, называется ботаникой. Азы ее ребята начинают изучать еще в начальной школе.

Ботаника - системная наука, позволяющая рассматривать ступенчатую структуру растительного мира, подразделяя его на царства, отделы, классы, порядки, семейства и виды. Такая структура называется иерархической. Построение гармоничной системы растительного мира, его классификация осуществлялась на протяжении многих столетий. Важнейший вклад в развитие классификации растений внес Карл Линней. Наша задача - рассмотреть конкретные виды растений (список). 3 класс начальной школы - это время, когда ребята активно изучают ботанику. В учебниках общеобразовательной программы предлагаются такие виды:

  • водоросли;
  • моховидные;
  • папоротники;
  • хвойные;
  • цветковые.

Основные группы растений

Вышеуказанное деление растений на группы обусловлено особенностями среды обитания, строения, способов размножения. Каждая из рассматриваемых ниже групп имеет виды растений, которые также представлены.

Водоросли - организмы, которые не имеют корней, листьев, стебля. Основная среда их обитания - вода. Общее количество видов водорослей в пределах 35 тысяч. Некоторые виды водорослей:

  • морские макрофиты: валлисерия американская;
  • зеленые водоросли: хламидомонада, хлорелла, микрастериас, каулерпа, кладофора;
  • жгутиковые водоросли: эвглена зелёная, факус, ночесветка, динофизис норвежский, перидинелла, пророцентрум малый;
  • красные водоросли: ирландский мох, эндокладия колючая, порфира ланцетолистная, гигартина, филлофора, полиневра;
  • бурые водоросли: фукус, постелсия пальмовидная, макроцистис, саргассум, ламинария, цистозейра.

Мхи - это растения, имеющие стебель и листья, но не имеющие корня. Их размножение осуществляется посредством спор. Растут мхи на затененной местности, вблизи воды, иногда в воде. Всего насчитывается более 5000 растений такого плана.

Папоротники - растения, обладающие корнем, стеблем и листьями. Они произрастают в затененных местностях с повышенным уровнем влаги. Размножение - спорами. Общее число видов папоротников составляет девять тысяч. Приведем некоторые названия видов папоротников: оноклея чувствительная, осмунда королевская, сальвиния плавающая, азолла каролинская, щитовник мужской, костенец северный, скребница аптечная, орляк обыкновенный.

Хвойные. Растения, произрастающие в лесах, имеющие корень, стебель. Особенностью хвойных является наличие иголок. Всего насчитывают 600 видов хвойных растений. Назовем некоторые: сосна, ель, пихта, кедр, можжевельник, туя, тис.

Цветковые. Растения, имеющие корень, стебель, лист, цветок и плод. К ним относят деревья, кустарники и травы. С учетом многообразия цветковых растений количество видов превышает 350 тысяч наименований. Приведем некоторые из них: тополь, акация, пион, роза, одуванчик, боярышник, жасмин, айва, вейгела, гибикус, пырей ползучий, костер безостый, тимофеевка, лисохвост, щучка, белоус, пшеница, просо, кукуруза, белена, дурман.

Виды растений. Список в России

Для каждой местности характерны определенные виды растений, список которых мы также приведем. Климатические условия, почвенный покров, исторические особенности, деятельность человека - факторы, влияющие на уникальность растительного мира природного ареала. Все эти факторы нужно рассматривать в совокупности.

Рассмотрим видовое разнообразие флоры Российской Федерации. Учитывая обширность территории, можно выделить несколько типов растительных зон России, каждому из которых свойственны определенные виды растений. Список (3 класс общеобразовательной школы) можно также найти в учебнике по ботанике.

К основным типам флоры России можно отнести:

  • тундровый тип, основными представителями флоры которого являются зеленые мхи, ягель, брусника, водяника, куропаточья трава, кассиопея, карликовая береза, полярные ивы, полярный мак, мятлик арктический;
  • лесной тип, который представлен елями, пихтами, кедрами, соснами, березой, дубом, кленом;
  • степной тип, для которого характерно произрастание травяной растительности;
  • пустынный тип, представителями растительности которого считаются полынь и солянки;
  • луговой тип, растительность которого представлена травянистыми многолетними: лютик ползучий, мята полевая, полевица побегоносная, пырей ползучий, одуванчик, льнянка, короставник.
  • болотный тип, который характеризуется

Растительная "палитра" России, как видим, очень широка. Территориально виды растений, список, которых изначально значителен, в количественном эквиваленте возрастают с севера на юг, однако в пустынях несколько уменьшаются из-за сухости климата, от равнин к горам увеличиваются.

Культивация растительности

С древнейших времен флора Земли развивалась без прямого вмешательства человека, соответственно, все цветы и травы были дикорастущими. Развитие человека обусловило появление у него потребности в обрабатывании земли и выращивании растений для собственных нужд. Под воздействием человеческого труда растения видоизменялись, получали новые характеристики. Таким образом возникли культурные растения, что с латинского обозначает "возделанные", "обработанные" растения, выращиваемые для получения пищевых продуктов, лекарств, кормов для скота и т. д. Главной отличительной особенностью культурных растений является то, что они выращиваются независимо от места происхождения и самостоятельно не способны размножаться.

Сегодня многие культурные насаждения получены из диких путём селекции или генной инженерии. Культурные цветы и деревья подразделяют на зерновые, прядильные, овощные, плодовые, декоративные. Рассмотрим культурные растения, список видов.

  • Зерновые растения - насаждения, основным продуктом которых является зерно, используемое как продукт питания, сырье для промышленности, корм для животных. Основными видами считают пшеницу, рожь, ячмень, овес, рис, просо, сорго, гречиху.
  • Прядильные насаждения - это те, из которых изготавливают волокно для текстильной промышленности. Основные виды прядильных растений: лен, долгунец, хлопчатник, джут, конопля, какпок, кенаф, кроталярия, сизаль, фуркрея.
  • Овощные растения высаживают с целью получения плодов. Основные представители: томат, перец, баклажан, физалис, капуста кочанная, кольраби, кресс-салат, редис, тыква, арбуз, дыня, огурец, морковь, свекла, сельдерей спаржа, лук репчатый, чеснок.
  • Плодовые растения - растения, приносящие плоды. К ним относятся: апельсин, лимон, грейпфрут, банан, авокадо, манго, гранат, виноград, миндаль, кокосовая пальма, маслина, земляника, крыжовник, смородина.
  • Декоративные растения - растения, использующиеся для оформления и украшения помещений, мест отдыха человека. Видами декоративных растений являются: акация, барбарис, магнолия, сирень, туя, самшит, можжевельник, роза, пион, гвоздика.

Наиболее привлекательными являются декоративные виды растений. Список, фото примеров можно увидеть в школьном учебнике. Сюда относятся также и домашние цветы.

(список домашних комнатных растений) включает и древообразные. Ниже будут описаны основные подвиды декоративных насаждений.

Злаковидные растения

Это растения длинные, тонкие, узкие с собранными пучком листьями. Сюда относятся такие представители, как аир злаковидный, арундинария блестящая, офиопогон японский, хлорофитум, бильбергия поникающая, валлота прекрасная, тилландсия уснеевидная.

Существуют и другие виды комнатных растений. Список будет представлен ниже.

Кустистые растения

Кустистые растения - растения, стебли которых произрастают кустообразно. Виды кустистых: пеперомия, аукуба японская, ахименес, бегония, гипоцирта голая, колеус, маранта, пилея.

Растения с прямостоящими стеблями

Растения с прямостоячими стеблями имеют прямые, растущие строго в вертикальной плоскости стебли, которые имеют разную высоту. Представители: клейния членистая, нотокактус, ленингхауза, трихоцереус беловатый, феландра, кодиеум, лавр, фикус, бокарнея, диффенбахия, драцена, панданус, юкка.

Лианы и ампельные растения

Лианы и ампельные растения имеют длинные гибкие стебли, что позволяет им разрастаться и служить декором. Представители: плющ, сциндапсус, фикус, фиттония, вертера, колумнея, зигакактус.

Розеточные растения

Розеточные растения имеют укороченный стебель, что приводит к недоразвитию междоузлий и обеспечивает срастание близко расположенных листьев в одной точке. Размер таких растений незначительный. Представители: глоксиния, примула, сентполия (узумбарская фиалка), молодило кровельное.

Шаровидные растения

Шаровидные растения характеризуются отсутствием листьев и своеобразной формой стебля. В первую очередь к ним относятся кактусы. Примеры таких растений: астрофитум, маммиллярия, пародия, ребюция, ферокактус, эхинокактус Грусона.

1. На каждом из этих рисунков папа Серёжи и Нади изобразил представителей одной из групп растений. Пронумеруй рисунки в соответствии со списком.
1. Водоросли. 2. Мхи. 3. Папоротники. 4. Хвойные. 5. Цветковые.

Расскажи по рисункам о разнообразии растений.

2. Выполните задания для групповой работы в учебнике и рабочей тетради.

1) Запишите задание на классификацию растений для своих одноклассников.

Задание выполняется следующим образом: нужно написать пять растений, каждое из которых принадлежит к одной из групп растений. И нужно определить к какой группе каждое из растений относится.

Вот пример задания.

Морская капуста (ламинария), сфагнум, хвощ, ромашка, сосна.

Ответ к заданию:

Морская капуста — водоросли

Сфагнум — мхи

Хвощ — папоротники

Ромашка — цветковые

Сосна — хвойные растения

Одуванчик лекарственный — 5 штук

Подорожник большой — 2 штуки

Клевер красный — 3 штуки

Всего растений — 10 штук

Всего видов растений — 3 вида

3) Используя информацию из текста учебника, закончите заполнение таблицы.

Проанализируйте заполненную таблицу. Какая группа растений наиболее богата видами? (Цветковые) В какой группе меньше всего видов? (Хвойные) Перечислите группы растений: в порядке увеличения числа видов; в порядке уменьшения числа видов.

4) Запишите названия растений, которые вы определили:

а) в классе - алоэ. фиалка, винка розовая, катарантус розовый.
б) в других помещениях школы - Гардения Августа, гардения жасминовидная, замия шершавая
в) возле школы - ель, сосна, пихта.

С помощью книги «Зелёные страницы» приведите примеры других видов растений. Запишите не менее трёх названий.

лилия, лотос, ромашка, ива, берёза, бамбук, лён.

3. Мама Серёжи и Нади нашла в одной из книг остроумное стихотворение В. Орлова, как раз по теме урока. Прочитай его.

Заполни пропуски.

Яблоня и дуб - это растения разных видов . Плоды яблони - яблоки , а плоды дуба - желуди .

4. По заданию учебника определи названия нескольких растений. Запиши.

Комнатные растения у меня дома: алоэ, фиалка
Растения у меня во дворе: ель, береза

Слайд 2

Цели проекта:

узнать почему растения так названы; откуда пришли к нам эти названия; беречь и сохранять окружающую нас природу.

Слайд 3

Задачи проекта:

Изучить названия растений. Проанализировать их названия. Показать свое отношение к природе как объекту ценности.

Слайд 4

План проекта

Посещение библиотеки. Изучение литературы о растениях: энциклопедий о окружающем мире, научных статей о природе, толковых словарей. Поиск информации в Интернете.

Слайд 5

ГипотезаНазвания растений связаны с какими – то их особенностями.

Слайд 6

Кто не знает малину?

Ягоды ее и вкусны, и душисты, и очень полезны. Мама при простуде всегда дает мне чай с малиной. Но почему она названа малиной? Я присмотрелась к этой ягоде и заметила, что она состоит из маленьких сросшихся ягодок. Возможно, от «мал», «малый», «маленький» и образовалось это название. В то же время можно предположить, что название растению дала малиновая окраска ягод. А может быть, название краски пошло от малины? Я считаю, что первое название является наиболее точным, так как эта ягода состоит из отдельных маленьких ягодок, внутри которых находятся косточки - семена.

Слайд 7

Первоцвет весенний.

Без объяснений понятно для меня происхождение названия растения первоцвет весенний: одним из первых зацветает ранней весной. Но оказывается, у этого растения есть и другие названия. Примула, что в переводе с латинского означает «первый». Ключики – соцветие растения повислое, напоминает связку ключей.

Слайд 8

Названия, произошедшие от их запахов.

Для многих растений источником названия стали издаваемые ими запахи: душица, медуница, ландыш. В церкви священник проходит между людьми с ладанником, в котором горит смола африканского растения, издающего сильный приятный запах. Эту смолу стали называть «ладьнъ», затем - ландыш. Достаточно было небольшого преобразования старого слова «ладьнъ», чтобы получился ландыш.

Слайд 9

А вот одно из теневыносливых растений –кислица.

Кислица – маленькое, хрупкое растение, которое едва возвышается над почвой. Листья кислицы имеют характерную форму: каждый из них состоит из трех частей и похож на лист клевера. Отсюда происходит само название растения – кислица. Кислый вкус листьев объясняется тем, что оно может быть хорошим заменителем щавеля.

Слайд 10

Растения наших водоемов.

Кубышка. Чуть поднимаясь над поверхностью воды, они привлекают внимание своей яркой окраской. В цветке пять крупных лепестков и много мелких такой же окраски. Тычинок большое количество, а пестик только один. Форма его очень характерна – он напоминает колбу с очень коротким горлышком- кубышку. После цветения пестик разрастается, сохраняя свою оригинальную форму. Внутри завязи созревают семена.

Слайд 11

Кувшинкабелая.А нежные бутоны действительно похожи на кувшины. Кувшинки – это очень древние растения, а приспособление опускаться под воду появилось у них еще в те времена, когда климат на Земле был не таким как сейчас. Тогда нередко летними ночами случались заморозки. А под водой они не страшны. Сейчас во время цветения кувшинок заморозков не бывает. Климат стал другим, а приспособление осталось, кувшинки прячутся под воду.

Слайд 12

Еще очень интересное название – «чилим». Его называют «живым ископаемым». Жителям нашей области хорошо известно плавающее на поверхности воды растение с ромбическими листочками- водяной орех или чилим. Латинское название «трапа». Оно происходит от того, что купающиеся острыми выростами ореха, часто накалывают кожу, попадая как бы в капкан. Это растение еще за тысячи лет до появления первой лодки, построенной человеком, изобрело живой якорь. Растения наших водоемов.

Слайд 13

Полынь – одно из древнейших лекарственных растений

Полынь существует белая и черная. У нас в Астраханской области встречаются оба этих вида. В старинных песнях о тяжелой доле нередко упоминается полынь. Это понятно, ведь не найти травы горче ее. Недаром существует поговорка: «Горька, как полынь». Полынь – одно из древнейших лекарственных растений. Войска Петра 1 во время похода в Персию за ночь потеряли свыше 500 лошадей. Они отправились под Кизляр, где лошади

Слайд 14

Полынь – одно из древнейших лекарственных растений.

отравились полынью. Полынь ядовита летом, а зимой ее охотно поедает скот. Мелкие листья, большое количество ароматического масла, опушенные листья – все это способствует ее выживанию. Я сделала предположение, что название ее произошло от слова «поле», хотя она встречается в степи и пустыне.

Слайд 15

Пограничники на посту.

Много вязов растет на улицах наших городов, сел. Все они верой и правдой служат людям, давая кислород, тень, такую нужную в летние знойные дни. У вяза мелкие зубчатые листочки, которые задерживают воду, не отдают ее солнцу. Радуют своей зеленью вязы, которые растут и у нашей школы. Только ничего это дерево не вяжет. А произошло его название от слова «вязнуть». Даже сырые дрова из вяза хорошо горят. Но наколоть дрова из вяза не так-то просто. Ударишь изо всех силы по вязовому полену топором. А оно не расколется, да еще топор увязнет в полене так, что немало надо приложить сил, чтобы его освободить.

Слайд 16

Тамариск – гребенщик или биссерник.

Тамариск – гребенщик или биссерник, удивительно выносливое растение. Его назвали по имени реки Тамарикс, протекавшей в горах Пиренеях. У нас этот кустарник невысокий с тонкими поникшими ветвями и ажурной кроной. Окраска листьев меняется: весной изумрудно-зеленая, летом- сизая. Интересно цветение тамарикса. У одних цветы имеют форму кистей, а у других – метелки, образующиеся на концах растущих ветвей. Растут эти растения и у нашей школы, радуя нас весной своими цветами-гребешками.

Слайд 17

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ ОТ НАЗВАНИЙ РАСТЕНИЙ.

Майкоп – столица Республики Адыгея – в переводе с адыгейского «яблоневое место», Форментера– Средиземноморский остров - в переводе с каталонского «остров пшеницы», Караганда – город в Казахстане – в переводе с казахского «место, где растет караган (кустарниковая акация), Мацусима – архипелаг у тихоокеанского побережья Японии из сотен островков, покрытых соснами с причудливо изогнутыми стволами – в переводе с японского «сосновые острова», Кипр – островное государство в Средиземном море – греческое название острова «Кипрос» дано ему за рощи кипариса, Аддис-Абеба – столица Эфиопии – в переводе с амхарского «Новый Цветок».

Слайд 18

Это должны все знать!

Все эти растения требуют бережного отношения. Каждый из нас должен помнить, что сорванный цветок – это десятки погибших в ваших руках будущих растений. Вместе с цветком вы уничтожили и будущие семена растений. Настоящий любитель природы никогда не позволит себе сломать ветку, сорвать цветок, загрязнять природу, уничтожать ее. Каждая встреча с природой для меня – это новые открытия, это настоящий праздник познания. Охрана растительного мира – дело чрезвычайно важное, которое требует принятия срочных мер по защите наших зеленых друзей.

Слайд 19

Астраханская область расположена в двух природных зонах: полупустыне и пустыне. Поэтому растительный покров беден, его нужно беречь и преумножать, изучать его особенности. Опасность полного уничтожения нависла сейчас не только над видами растений, но и над целыми растительными сообществами. Не допустить их гибели очень важно. Нам еще неизвестны все полезные свойства каждого из существующих в природе видов растений. Наш астраханский писатель В.А.Хлебников еще в 1924 году писал: «Каждая форма хранит в себе тайны для будущих поколений и, будучи истреблена, уносит эти тайны навсегда». Уже по одной этой причине нельзя допустить, чтобы из общего фонда флоры был потерян хотя бы один вид.

Слайд 20

Для себя я сделала выводы:

Что многие названия ведут начало из древних языков, обычаев и быта разных народов. Другие связаны с историческими событиями, с именами известных людей, с местом обитания и с какими-то особенностями растений. Исследуя происхождения названий можно попутно узнать очень много интересного. Часто бывает, что толкований одного и того же названия несколько. Каждое интересно. Но я в своей работе постаралась доказать, какое название мне кажется наиболее точным и почему.

Слайд 21

ЛИТЕРАТУРА:

З.А.Клепинина «Тайны окружающего мира». Издательство «Ювента», 2005 г. В.В.Петров «Растительный мир нашей Родины.» М., «Просвещение», 1989 г. К.Н.Благосклонов «Рассказ о Красной книге. М.», «Просвещение», 1898 г. С.А.Кивонтов « Загадки о растениях. М.», «Просвещение», 1989 г. Б.Н.Гребенщиков «Астраханский государственный заповедник.» Ниж. Волжское изд., 1970 г. www.greeninfo.ru

Посмотреть все слайды

1. Нарисуй схематически дерево, кустарник, травянистое растение. Проверь себя по учебнику.

2. Заполни пропуски в тексте.

У лиственных растений листья в виде пластинок.
У хвойных растений листья в виде хвоинок.

3. Приведите примеры растений (не менее трёх в каждой группе).

а) Деревья: берёза, ель, сосна
б) Кустарники: малина, смородина, облепиха
в) Травы: одуванчик, колокольчик, ромашка

4. Это задание приготовила для тебя мама Серёжи и Нади. Здесь спрятались названия трёх групп растений. Найди их и закрась клеточки с буквами карандашами разного цвета.

  • Деревья
  • Кустарники
  • Травы

5. Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты названия этих растений. Пронумеруй рисунки в соответствии с подписями. Проверь себя с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Раскрась на рисунке те травы, которые растут возле твоего дома.

  1. Птичья гречиха
  2. Тысячелистник
  3. Репейник
  4. Подорожнык
  5. Пустырник

Возле моего дома (на даче) растёт тысячелистник, репейник и пустырник.

В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ об одном из этих растений (по своему выбору). Подготовь устное сообщение.

Птичью гречиху часто называют «травой-муравой». Это растение можно встретить на улицах во дворах, на спортивных площадках. Ею питаются многие птицы.

6. Здесь запиши свой рассказ о красоте растений.

Природа всегда поражает своим разнообразием, а особенно она поражает разнообразием растений. Сейчас известно более 320 000 видов растений и из них 280 000 видов — это цветковые растения!

Крошечные водоросли, которые можно увидеть только в микроскоп и гигантские размером с небоскрёб деревья секвойи, живущие несколько сотен лет, мягкие мхи и колючие ели, привычные ромашки и экзотические венерины башмачки — это все представители царства растений.

Каждое из этих сотен тысяч видов растений особенное, не похожее на другие и каждое обладает уникальной красотой, которой можно любоваться и любоваться.

А здесь наклей одну из своих фотографий, показывающих удивительную красоту растений.

Наверное, тебе приходилось слышать выражение: «Растения - зелёная одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой!

  • Используя свои знания и рисунок учебника, докажи, что растения очень разнообразны.

Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии.

Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп. Познакомимся с группами растений и найдём их представителей на рисунках.

Водоросли - жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи (например, морская капуста) похожи на длинные бурые ленты.

Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

Хвойные растения - это сосна, ель, можжевельник и др. Хвоинки - это их листья! У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.

Цветковые растения - такие растения, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны.

  1. К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клён, кедр?

    Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.

  2. В каждой группе растений много видов. Что же такое виды растений?

    Рассмотрите рисунок. На нём показаны растения следующих видов: одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный. Обратите внимание на то, что каждый вид имеет название, состоящее из двух слов. Такие названия им дают учёные, а мы обычно называем растения просто: одуванчик, подорожник, клевер. Растения разных видов непохожи друг на друга. Зато все растения одного вида очень сходны.

    Посчитайте, сколько на рисунке растений каждого вида. А сколько всего растений показано? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки» (7).

  1. Прочитайте текст. Используйте полученную информацию при характеристике групп растений.

    Учёным сейчас известно около 500 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч - цветковые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, папоротников - более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.

  2. Определите с помощью атласа-определителя 2-3 растения в классе, в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.

Проверь себя

  1. Перечисли группы растений, изученные на уроке.
  2. Приведи примеры различных видов растений.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: ботаника.
  2. С помощью атласа-определителя определи несколько комнатных растений у себя дома, а также несколько растений во дворе. Запиши их названия в рабочую тетрадь.

На следующем уроке

Узнаем, как дышат и питаются растения. Будем учиться обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их, использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям.

Вспомни, что поглощают растения из почвы.

Поделиться: