Что требуется для сдачи кабельных линий в эксплуатацию? Приемка в эксплуатацию кабельных линий Приемка кабеля в эксплуатацию.

Линии напряжением ниже 1000 В проверяются на непрерывность (отсутствие обрыва), и на соответствие сопротивления изоляции норме 0,5 Мом (ПУЭ). Если измеренное сопротивление изоляции менее 0,5 Мом, то дополнительно производится испытание изоляции повышенным напряжением 1000 В в течение 1 минуты. При положительном результате линию включают в работу.

Линии напряжением выше 1000 В.

Проверка непрерывности.

Проверка фазировки жил кабеля: жила L1 (А) должна быть подключена к шине желтого цвета, жила L2(В) – к зеленой шине, жила L3(С) – к красной шине.

Испытание кабельной линий повышенным напряжением.

Вновь проложенные кабельные линии испытываются выпрямленным напряжением в течение 10 мин.

Одножильные кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена испытываются переменным напряжением частотой 0.1 Гц или постоянным напряжением, приложенным между жилой и металлическим экраном в течение 15 мин..

После испытания постоянным напряжением необходимо заземлить токопроводящую жилу или соединить ее с экраном на время не менее 1 часа .

Величина испытательного напряжения (кВ) при Uном

Напряжение

Переменное 0.1 Гц

Постоянное

Испытательное напряжение прикладывается к одной жиле кабеля. Остальные соединяются с оболочкой (экраном) и заземляются. При проведении испытания подъем напряжения следует производить плавно, не быстрее, чем 1 кВ в секунду. Ток утечки исправного кабеля (кроме кабелей с изоляцией из СПЭ) должен быть стабилен и не должен превышать значений 300 - 500 мкА для кабелей до 10 кВ и 1,5 - 1,8 мА для кабелей 20 - 35 кВ.. Допустимое значение коэффициента несимметрии (Iмакс/Iмин) находится в пределах 2 - 3 .

3.10. Обслуживание кабельных линий.

Надзор за трассами кабельных линий, кабельными сооружениями и кабельными линиями производится в целях проверки их состояния периодическим обходом и осмотром в сроки, предусмотренные ПТЭ и местными инструкциями. Внеочередные обходы и осмотры производятся в период паводков и после ливней, а также при отключении линий релейной защитой.

При обходах в осмотрах трасс кабельных линий необходимо:

Проверять, чтобы на трассе не производились не согласованные с энергопредприятием работы а также, чтобы не было завалов трасс мусором, шлаком, отбросами, не было провалов и оползней грунта;

Осматривать места пересечения кабельных трасс с железными дорогами;

Осматривать места пересечения кабельных трасс шоссейными дорогами, канавами и кюветами;

Осматривать состояние устройств и кабелей, проложенных по мостам, дамбам, эстакадам и другим подобным сооружениям;

Проверять в местах выхода кабелей на стены зданий или опоры воздушных линий электропередачи наличие и состояние защиты кабелей от механических повреждений, исправность концевых муфт;

При осмотре кабельных линий, проложенных в кабельных сооружениях необходимо:

Проверять состояние антикоррозионных покровов металлических оболочек кабелей;

Измерять температуру оболочек кабелей;

Проверять внешнее состояние соединительных муфт и концевых заделок;

Проверять, нет ли смещений и провесов кабелей, соблюдены ли предусматриваемые ПУЭ расстояния между кабелями;

Проверять наличие и правильность маркировки кабелей;

Проверять исправность освещения;

Измерять температуру воздуха в помещениях;

Проверять исправность устройств сигнализации и пожаротушения;

Проверять, не проникают ли грунтовые и сточные воды, нет ли технологических отходов производства.

Проверять состояние кабельных колодцев;

Проверять состояние концевых участков и концевых муфт кабельных линий, заходящих в распределительные устройства электростанций и подстанций.

Кабели с бумажной и пластмассовой изоляцией напряжением выше 1000 В, находящиеся в эксплуатации, должны периодически подвергаться профилактическим испытаниям выпрямленным напряжением, равным пятикратному номинальному в течение 5 мин. Такое испытательное напряжение достаточно для выявления слабых мест в кабеле и в муфтах.(Напрмер: электрическая прочность исправной изоляции кабеля 6 кВ составляет 200 - 250 кВ) .

Профилактические испытания выявляют 70 - 85% дефектов, остальные 30 - 15% приводят к отключению работающих линий. Они также предохраняют сеть от многоместных повреждений при перенапряжениях .

Периодичность профилактических испытаний устанавливается от одного раза в год до одного раза в три года. Чаще испытывают кабели, эксплуатируемые в более тяжелых условиях.

Установлено, что пробивное напряжение при отрицательной полярности на 5 - 10% ниже, чем при положительной. Поэтому при испытаниях выпрямленным напряжением отрицательный полюс источника рекомендуется подключать к испытуемой жиле, а положительный - соединять с металлической оболочкой и заземлять.

При испытаниях концы кабеля со стороны распредустройства обычно не отболчиваются, а отсоединяются разъединителями. При этом одновременно с кабелем испытываются концевая муфта и опорные изоляторы. В некоторых случаях для экономии времени целесообразно испытывать одновременно по несколько кабелей, соединенных последовательно в цепочку. В этом случае вместе с кабелями испытываются попадающие в цепочку распредустройства трансформаторных п/ст, однако все трансформаторы (силовые и напряжения) должны быть отключены.

Удобно производить одновременное испытание параллельных кабелей, присоединенных к одному агрегату (трансформатору, выключателю и т.п.). Эти кабели обычно имеют сечение больше 150 мм2. Их отсоединение и обратное присоединение связано с изгибом и возможным повреждением изоляции концевых муфт.


Приемка в эксплуатацию кабельных линий - завершающий этап работы по их прокладке и монтажу. После окончания прокладочных работ, когда силовой кабель и соединительные муфты уже недоступны для непосредственного осмотра, приемку кабельных линий осуществляют только в процессе электрических испытаний. Однако существующие методы электрических испытаний не позволяют выявить все дефекты в проложенной линии. Поэто­му надежность работы кабельной линии в эксплуатации можно

обеспечить только в том случае, если во время сооружения линии не нарушены правила прокладки и монтажа муфт.

Принимаемый в эксплуатацию проложенный силовой кабель по конструкции должен соответствовать условиям окружающей среды и принятому способу прокладки. Бесперебойная работа при эксплуатации кабельной линии в значительной степени зависит от правильно выбранного типа и марки проложенного кабеля.

Приемка сооружений по трассе кабельной линии предшествует прокладке в них силовых кабелей. К началу прокладки кабелей в подземных сооружениях обеспечивают окончание всех строительных работ. При приемке строительной части подземных сооружений проверяют: правильность расположения подземных сооруже­ний, наличие в них уклонов для стока воды, если это. необходимо, электрического освещения, водооткачки и вентиляции, соответствие внутренних размеров проекту, отсутствие газа и воды, а также состояние железобетонных конструкций. Кроме того, сверяют с проектом оставленные в подземном сооружении посторонние подземные коммуникации и правильность способа их пересечения с кабельными сооружениями, например, в дополнительных трубах-футлярах, а также наличие теплоизоляции для теплопроводов и т. д. Правильность укладки труб блочной канализации проверяют путем протаскивания металлического цилиндра диаметром, на 5 мм меньшим внутреннего диаметра проверяемых труб.

Проверяют отметки люков колодцев (которые при усовершен­ствованном покрытии проездов не должны отличаться от их отметок больше чем на 1 см), наличие запорных крышек, закладных частей для крепления троса при прокладке кабеля. В проезжей части чугунные люки должны быть уложены на подкладные железобетонные кольца.

Проверка качества работ в процессе прокладки заключается в определении глубины прокладки кабеля, допустимых радиусов изгиба, отсутствия в почве веществ, разъедающих оболочки кабелей, расстояний между кабелями в свету (не менее 100 мм), расстояний на пересечениях и сближениях прокладываемого силово­го кабеля с железнодорожными и трамвайными путями, теплофикационными трубами, кабелями связи и пр.; наличия песчаной постели под кабель и подушки, защитных покрытий, запасов кабеля перед муфтами для компенсации длины и соответствующих креплений муфт в болотных и слабых грунтах. Особенно часто возникают механические повреждения на кабелях при протаскивании их в трубах через улицы, а также при вводе в здания. Контроль за строгим соблюдением технологии монтажа муфт заключается в проверке крутых изгибов жил, размеров их разделки, плотности намотки изоляции, качества пайки, а также качества монтажного материала, соответствия кабельной гарнитуры, инструмента и приспособлений.

Техническая документация , передаваемая монтажной организацией на проложенную линию, содержит:

технический проект кабельной линии со всеми согласованиями на ее прокладку и отклонениями от проекта с указанием, с кем и когда эти отклонения согласованы;

схему исполнительной трассы, заверенную техническим надзором предприятия электросети;

протоколы заводских испытаний кабеля, необходимые для проверки соответствия кабеля требованиям ГОСТ;

акты наружного осмотра кабеля на барабанах, необходимые для уверенности в том, что проложенный кабель не был поврежден при его транспортировке или хранении;

результаты вскрытия и осмотра в лаборатории образцов для кабелей производства иностранных фирм, а также для кабелей, на которые отсутствуют протоколы заводских испытаний;

протокол испытания всей кабельной линии после прокладки.

В техническую документацию также входят; инвентарная опись всех элементов кабельной линии; чертежи строительных сооружений; кабельный журнал; акт перенесения в натуру проекта трассы и правильности выполнения разбивочных работ; акт приема траншеи и строительной части кабельных сооружений под монтаж; протокол прогрева кабеля на барабанах перед прокладкой, если работы проводились при температуре ниже О °С; протокол измерения сопротивления заземления концевых муфт; акт на скрытые работы.

В акте на скрытые работы отражают следующее:

осмотр проложенного кабеля;

устройство «постели», «подушки», защиты кабельной линии от механических повреждений;

соответствие габаритов взаимного сближения и пересечения с другими подземными коммуникациями;

монтаж всех муфт.

Если проектом на кабельную линию предусматривались мероприятия по электрической защите металлических оболочек кабеля от коррозии, то при сдаче линии в эксплуатацию должны быть переданы протоколы, подтверждающие правильность работы защитных антикоррозийных устройств.

Перед включением проложенной кабельной линии выполняют минимальный объем пусковых испытаний, заключающийся в определении целостности жил кабеля, в измерении сопротивления изоляции между жилами кабеля и между жилами и землей, в ис­пытании кабельной линии высоким напряжением выпрямленного тока и проверке действия установленных на линии устройств антикоррозийной защиты от блуждающих токов. Одновременно проверяют правильность соответствия жил по фазам от обоих концов линии независимо от их расцветки.

Во время приемки в эксплуатацию сооруженных кабельных линий (КЛ) не представляется возможным проверить качество прокладки скрыто проложенных кабелей и правильность монтажа муфт. Поэтому эксплуатируемое предприятие осуществляет технический надзор за работами в процессе прокладки кабелей и монтажа муфт.

Лицо, осуществляющее надзор, получает специальную подготовку и имеет на это специальные права. Оно обязано проследить за тем, чтобы все подземные сооружения, относящиеся к кабельным сетям, а также пересечения кабельных линий с другими подземными сооружениями соответствовали проекту. С участием представителя технадзора проводят наружный осмотр кабелей, когда они находятся на барабанах. Если при осмотре возникнут сомнения в пригодности кабеля, его подвергают специальным испытаниям.

В техническую документацию, представляемую приемочной комиссии, должны входить исполнительный чертеж трассы, согласованный с заинтересованными организациями (владельцами подземных коммуникаций, расположенных вблизи кабельной трассы), акты наружного осмотра кабелей на барабанах, акты скрытых работ (осмотр проложенных кабелей перед засыпкой траншей), а также протоколы испытания кабелей после сооружения кабельной линии.

При осмотре принимаемой в эксплуатацию кабельной линии приемочная комиссия обращает внимание на то, чтобы места, где возможны повреждения кабелей (перевозимыми грузами или от каких-либо других причин), на высоте 2 м от уровня земли были защищены трубами, коробами и др.; кабели были надежно закреплены в конечных пунктах, в местах изгибов, у соединительных муфт, воронок и т.п.; кабели, проложенные в трубах, туннелях, каналах и производственных помещениях, не имели наружного покрова из кабельной пряжи, опасной в пожарном отношении; на опорных поверхностях из горючих материалов кабели были проложены на кронштейнах, причем с сохранением расстояния между кабелями и опорной поверхностью не менее 50 мм; проложенные кабели были снабжены бирками, на которых указаны марки, напряжения, сечения и длина кабелей. На бирках муфт и заделок, кроме того, указаны дата и фамилия лица, производившего работы. Перед приемкой кабелей в эксплуатацию они проводят испытания в соответствии с нормами.

Наиболее существенным в обслуживании эксплуатируемых кабельных линий являются тщательное наблюдение за их трассами и контроль за нагрузкой кабелей. В процессе эксплуатации кабельных линий необходимо регулярно вести их паспортизацию. Паспорт линии кроме технической характеристики кабелей и условий их прокладки содержит сведения о результатах предыдущих испытаний, о ремонтах, что помогает установить правильный режим для линий и своевременно выводить их в ремонт.

Трассу кабельных линий следует содержать в чистоте, вблизи нее не должны находиться посторонние предметы, так как они могут мешать работам при ликвидации аварий и ремонту кабелей, проложенных в земле, поверхностный слой земли на трассе не должен иметь провалов, размывов и других ненормальностей, могущих вызвать повреждение кабелей.

Надежная и долговременная работа КЛ может быть обеспечена при условии соблюдения правила технической эксплуатации этих линий. В техническое обслуживание КЛ входят ревизии, осмотры и ремонты оборудовании. Осмотры бывают плановыми и внеплановыми (или специальными). Внеплановые осмотры производят при таких условиях, когда стоит угроза повреждения линий, а также их автоматических отключений. Техническое обслуживание осуществляют на основе перспективных, годовых и месячных планов работ. Во время ревизий и осмотров проводят профилактические измерения и устраняют мелкие неисправности. В таблице 1 приведены периодичность работ при техническом обслуживании КЛ до 35 кВ.

Страница 32 из 42

Глава XI. Эксплуатация и ремонт кабельных линий

§ 46. Приемка кабельных линий и сооружений в эксплуатацию

Приемка в эксплуатацию кабельных линий производится после окончания работ по прокладке кабелей и монтажу соединительных и концевых муфт. Все работы выполняют в соответствии с утвержденным и согласованным проектом, инструкцией Госстроя по прокладке кабелей напряжением до 110 кВ (СН 85 - 74) и действующей технической документацией на муфты для кабелей с бумажной и пластмассовой изоляцией.

Кабельные линии при приемке в эксплуатацию подвергают осмотрам и электрическим испытаниям. Кабели скрытых прокладок (в траншеях, блоках и т. п.) не могут быть осмотрены после окончания всех работ на трассах, а существующие методы электрических испытаний не дают возможности выявить все дефекты в проложенной линии. Поэтому, для того чтобы обеспечить хорошее качество работ, необходимо контролировать прокладку кабеля и монтаж муфт во время их производства, т. е. осуществлять технический надзор.

В технический надзор входят: проверка кабельных сооружений и траншей; ознакомление с заводскими протоколами испытаний кабеля и его состоянием; проверка качества работ во время прокладки кабеля и монтажа муфт; контроль за наличием у монтажного персонала удостоверений, разрешающих им выполнять указанные работы. Его осуществляет та организация, которая будет эксплуатировать проложенный кабель.

Траншеи, каналы, туннели и другие кабельные сооружения выполняют с учетом минимально допустимых радиусов и изгибов кабелей, приведенных в табл. 16.

Таблица 16. Минимально допустимые радиусы изгиба кабелей при прокладке


Наименование

Минимальный
наружный
радиус изгиба DK

Кабели с бумажной пропитанной изоляцией (вязкая пропитка) и с бумажной изоляцией, пропитанной нестекающим составом:

многожильные в свинцовой оболочке

одножильные в алюминиевой или свинцовой оболочке

многожильные в алюминиевой оболочке

Кабели с пластмассовой изоляцией в алюминиевой оболочке

Кабели с пластмассовой и резиновой изоляцией: одножильные

многожильные

Примечание. DK- наружный диаметр кабеля.

При осмотре кабельных сооружений должны быть проверены: наличие уклонов для стока воды, электрическое освещение, вентиляция и водооткачка, соответствие внутренних размеров проекту, состояние железобетонных конструкций и др.

Проверка качества работ при прокладке кабеля включает: контроль по динамометру за усилием тяжения кабеля; определение допустимых радиусов изгибов, глубины прокладки и расстояний между параллельно уложенными кабелями, а также расстояний между крайними кабелями и стенами сооружений; определение расстояний на пересечениях и сближениях кабелей с различными сооружениями; контроль за наличием песчаной подушки под кабель, защитных покрытий, запасов кабеля перед муфтами, маркировочных бирок.

Контроль за монтажом муфт включает проверку: соответствия типоразмера муфты сечению кабеля; наличия кондиционных и не просроченных (срок годности) комплектующих материалов; наличия соответствующего инструмента и приспособлений; соблюдения обязательной технологии и последовательности монтажа.

На маркировочных бирках обозначают их марку, номинальное напряжение, число и сечение жил, номер или наименование кабельной линии. На бирках соединительных муфт силовых кабелей, кроме того, указывают дату монтажа и фамилию электромонтажника-кабельщика; а на бирках концевых заделок - конечные пункты (откуда и куда проложен кабель).

Кабели после прокладки, монтажа кабельных муфт и концевых заделок, установки концевых заделок (в кабельный отсек РУ и др.) испытывают по нормам, предусмотренным ПУЭ.

Одновременно с испытаниями проверяют соответствие жил по фазам обоих концов линии независимо от их расцветки: ПУЭ установлен порядок чередования расцветок фаз шин РУ. Фаза L 1 шин окрашивается в желтый цвет, фаза L 2 - зеленый, фаза L 3, - красный, а нулевая рабочая шина N - голубой цвет, изоляция жил кабельных линий - по цветам шин, к которым они присоединяются.

После включения кабельной линии под напряжение приборами проверяют фазировку, которая заключается в определении одноименности фаз жилы кабеля и подключенной шины. Если разность напряжений между жилой кабеля и одноименной фазой шины РУ равна нулю, это означает соответствие фаз, если не равна нулю, это означает несоответствие фаз и неправильное присоединение кабеля. Включение такого кабеля в цепи магистральной схемы может вызвать короткое замыкание. Для фазировки кабельных линий напряжением 6 и 10 кВ применяют указатели напряжения 10 кВ в комплекте с добавочным сопротивлением (рис. 112).

Рис. 112. Фазировка кабельных линий:
а - соответствие фазы кабеля и шины б - несоответствие фазы кабеля и шины в местах соединения; 1- указатель напряжения, 2- провод, 3- трубка сопротивления, 4 - шины, 5 - разъем спуска шин, 6 - концевая заделка, 7-кабель; Ж - желтая, 3 - зеленая, К - красная шины

Документация для сдачи кабельных линий в эксплуатацию. Втехническую документацию входит проект кабельной линии с изменениями, отступлениями и указаниями, с кем и когда они были согласованы.

На плане кабельной линии, проложенной в траншее, приводятся: координаты соединительных муфт, привязанные к существующим постоянным строениям или специальным опознавательным знакам; схема кабельной линии с указанием заводских номеров барабанов проложенных кабелей и их длины; последовательность укладки барабанов и нумерация соединительных муфт при прокладке кабелей в траншее; материалы по согласованию трассы кабельной линии. Кроме того, приводятся акты: приемки траншей и кабельных сооружений под монтаж; на скрытые работы по прокладке труб; осмотра кабелей на барабанах перед прокладкой и протоколы их заводских испытаний; осмотра кабельной канализации в траншеях и каналах перед закрытием; журналы прокладки кабелей и разделки кабельных муфт напряжением выше 1000 , а также протоколы прогрева кабелей на барабане перед прокладкой при низких температурах и электрических испытаний силовых кабелей после окончания монтажа.

Все приведенные акты и протоколы заносят в общую ведомость, которую вместе с документацией предъявляют при сдаче. Приемку кабельной линии в эксплуатацию производят по акту.

Организация и порядок приемки КЛ в эксплуатацию такие же, как у ВЛ. Отличие состоит в программе приемо-сдаточных испытаний
и документах, передаваемых строительно-монтажной организацией (подрядчиком) эксплуатирующей организации (заказчику).

В программу приемо-сдаточных испытаний КЛ входит:

Проверка целостности жил и фазировка КЛ;

Измерение сопротивления изоляции мегаомметром;

Испытания изоляции повышенным напряжением;

Измерение рабочей емкости жил и активных сопротивлений жил (для КЛ напряжением 20-35 кВ);

Измерение сопротивлений заземляющих утройств концевых муфт.

При сдаче в эксплуатацию кабельных линий должны быть оформлены и переданы эксплуатирующей организации:

Проект КЛ с комплектом рабочих чертежей;

Паспорт КЛ;

Исполнительный чертеж трассы с привязкой к постоянным ориентирам и указанием мест установки соединительных муфт;

Чертеж профиля КЛ в местах пересечения с инженерными коммуникациями;

Акты состояния кабелей на барабанах, составленные при поступлении кабеля на место монтажа;

Кабельный журнал;

Инвентарная опись всех элементов кабельной линии;

Акты скрытых работ с указанием пересечений кабелей с подземными коммуникациями;

Акты приемки траншей, блоков и кабельных сооружений под монтаж кабелей;

Акты на монтаж кабельных муфт;

Протокол измерения сопротивления изоляции;

Протокол испытания изоляции кабельной линии повышенным напряжением после прокладки;

Акты осмотра кабелей, проложенных в траншеях и каналах перед закрытием;

Протокол прогрева кабелей на барабанах перед прокладкой при низких температурах.

Глава 4. Монтаж силовых трансформаторов

Подготовительные работы

В ходе выполнения общестроительных работ готовятся подъездные пути к месту установки трансформатора, фундамент под трансформатор и маслоприемник с гравийной засыпкой.

При приемке фундаментов под трансформаторы должны быть проверены наличие и правильность установки анкеров для крепления тяговых устройств при перекатке трансформаторов и наличие фундаментов под домкраты для разворота катков.

В ходе подготовительных работ должны быть подготовлены в необходимом количестве трансформаторное масло, емкости для его хранения, индикаторный силикагель для термосифонных фильтров и воздухоосушителей.

Трансформаторы мощностью до 1600 кВ. А поставляются полностью собранными и залитыми маслом. Трансформаторы большей мощности в зависимости от габаритных размеров и массы поставляются с демонтированными узлами, залитые маслом или без масла.



Поставка трансформатора осуществляется железнодорожным транспортом или на платформе автотранспорта соответствующей грузоподъемности. При транспортировке большая ось трансформатора должна совпадать с направлением движения. Крепление трансформатора при транспортировке должно быть выполнено в соответствии с чертежом завода-изготовителя.

Разгрузка трансформатора на монтажной площадке выполняется подъемным краном соответствующей грузоподъемности или с помощью гидравлических домкратов.

При поступлении трансформатора на монтажную площадку организуются требуемые условия хранения трансформатора и его отдельных узлов до начала монтажа, заблаговременно в лаборатории проверяются реле защиты трансформатора и его измерительные приборы.

Все операции по транспортировке, разгрузке и хранению трансформатора до его монтажа должны оформляться соответствующими актами.

Монтаж трансформатора

На подстанциях с высшим напряжением 35 кВ и более применяется, как правило, открытая установка трансформаторов. Закрытая установка трансформатора применяется только в районах с высокой степенью загрязнения, а также иногда в районах жилой застройки для ограничения уровня шума.

Трансформаторы устанавливаются, как правило, непосредственно на фундамент без кареток (катков) и рельс. Трансформаторы на подстанциях, имеющих стационарные устройства для ремонта трансформаторов (башни) и рельсовые пути перекатки, а также на подстанциях с размещением трансформаторов в закрытых помещениях, следует устанавливать на каретках (катках).

Трансформатор устанавливается на фундамент таким образом, чтобы его крышка имела подъем по направлению к расширителю не менее 1%. Это необходимо для обеспечения беспрепятственного прохождения газов из бака к газовому реле, устанавливаемому в маслопроводе между баком и расширителем.



Нормативные документы (СНиП, ГОСТ и другие) предусматривают монтаж трансформатора без ревизии его активной части, если не нарушались условия транспортировки, разгрузки и хранения трансформатора. Кроме того, при необоснованной ревизии завод-изготовитель вправе снять гарантию, установленную на трансформатор.

Ревизия активной части допускается лишь в том случае, когда внешние признаки или результаты измерений указывают на возможные внутренние повреждения. При возникновении необходимости в ревизии активной части трансформатора принимаются меры для защиты изоляции обмоток от попадания в нее влаги из окружающего воздуха.

Разгерметизация трансформатора выполняется в сухую ясную погоду. Температура активной части должна быть выше температуры окружающего воздуха. Это необходимо для избежания выпадения росы из окружающего воздуха на активную часть трансформатора. При необходимости активную часть предварительно прогревают. Продолжительность пребывания активной части трансформатора на открытом воздухе Т откр ограничивают в зависимости от относительной влажности воздуха и напряжения трансформатора (табл. 4.1).

Таблица 4.1

При ревизии активной части выполняются:

Проверка состояния болтовых креплений;

Подпрессовка обмоток;

Осмотр и проверка состояния изоляции элементов активной части;

Проверка схемы заземления;

Проверка сопротивления изоляции магнитопровода и его частей.

После проведения всех работ по ревизии активной части ее промывают сухим трансформаторным маслом, устанавливают в бак, после чего уплотняют все места соединений крышки с баком (герметизируют трансформатор).

4.3. Монтаж системы охлаждения
и отдельных узлов трансформатора

Трансформаторы с естественным масляным охлаждением М (ONAN) мощностью до 1600 кВ. А транспортируются вместе с радиаторами охлаждения, трансформаторы мощностью 2500 кВ. А и более - с демонтированными радиаторами.

Рис. 4.1. Принципиальные схемы систем охлаждения Д (а ) и ДЦ (б )

1 – бак трансформатора; 2 – радиатор; 3 – вентилятор; 4 – масляный электронасос; 5 – калорифер; 6 – фланец; 7 – диффузор

У трансформаторов с принудительной циркуляцией воздуха Д (ОNAF) и принудительной циркуляцией воздуха и масла ДЦ (OFAF) системы охлаждения на время транспортировки демонтируются и устанавливаются на месте монтажа трансформатора (рис. 4.1).

При монтаже системы охлаждения типа Д (рис. 4.1,а ) к баку трансформатора 1 крепятся кронштейны, на которых устанавливаются двигатели с вентиляторами 3 и монтируется схема их питания кабелем. Радиаторы 2 соединяются с баком трансфоратора с помощью фланцев 6. После установки радиаторов открывают радиаторные краны для последующего заполнения радиаторов маслом.

Система охлаждения ДЦ может поставляться в навесном и выносном исполнении. Система охлаждения навесного исполнения (рис. 4.1, б ) состоит из масляного электронасоса 4, двигателей с вентиляторами 3, установленных в диффузорах 7, калорифера 5 с камерами для масла. Такая система поставляется в полностью собранном виде. При монтаже эта система соединяется с баком трансформатора 1 с помощью фланцев 6. Направления принудительного потока масла и потока воздуха при работе трансформатора показано стрелками.

Блоки системы охлаждения выносного исполнения устанавливаются на отдельных фундаментах по периметру трансформатора и соединяются трубами с баком трансформатора.

Одновременно с монтажом системы охлаждения монтируются остальные узлы, поставляемые отдельно от трансформатора: вводы к об­мот­кам, расширитель с указателем уровня масла и воздухоосушителем, выхлопная труба, газовое реле, реле уровня масла, термосифонный фильтр, измерительные приборы.

Если по условиям монтажа некоторых узлов требуется разгерметизация трансформатора, необходимо соблюдать условия для предохранения изоляции от увлажнения. Эти условия были отмечены выше при рассмотрении вопроса о ревизии активной части трансформатора.

При установке вводов особое внимание обращают на качественное уплотнение места посадки ввода в крышке трансформатора и на обеспечение надежных контактных соединений выводов обмоток.

Расширитель 3 (рис. 4.2) с маслоуказателем 6 крепится на крышке 1 бака трансформатора с помощью специальных кронштейнов 2. Трубопровод 7 соединяет бак трансформатора с расширителем. В среднюю часть этого трубопровода устанавливается газовое реле 5, а в верхнюю часть этого трубопровода на фланце дна расширителя устанавливается реле уровня масла.

Рис. 4.2. Монтаж отдельных узлов трансформатора

Выхлопная труба 4 устанавливается на крышке бака трансформатора. В верхней части трубы находится стеклянная мембрана, разрываемая при аварийном выбросе масла из трансформатора. Трансформатор должен устанавливаться таким образом, чтобы аварийный выброс масла не был направлен на близко стоящее оборудование.

Воздухоосушитель соединяет надмасляное пространство в расши­рителе с окружающим воздухом. Присоединение к трансформатору термосифонного фильтра выполняется фланцевыми соединениями, расположенными в верхней и нижней частях бака трансформатора.

После окончания монтажа всех узлов доливают сухое масло в бак трансформатора с заполнением его системы охлаждения и термоси­фонного фильтра. Температура заливаемого масла должна быть не ниже 10°С. При этом температура активной части должна быть выше температуры масла. Масло под давлением подается через вентиль, расположенный в нижней части бака трансформатора.

Включение трансформатора

Перед включением трансформатора проводятся его испытания, измерения и проверки в объеме, предусмотренном :

Измерение сопротивления изоляции обмоток;

Измерение тангенса угла диэлектрических потерь;

Испытание изоляции обмоток повышенным напряжением про­мышленной частоты;

Измерение сопротивления обмоток постоянному току;

Проверка коэффициента трансформации;

Проверка группы соединений обмоток;

Измерение потерь холостого хода;

Испытания трансформаторного масла;

Испытания бака на герметичность;

Проверка переключающего устройства (РПН), устройств охлаж­дения и средств защиты масла.

Результаты измерений, испытаний и проверок оформляются соот­ветствующими актами и протоколами.

Первое включение трансформатора под напряжение допускается проводить не ранее чем через 12 ч после последней доливки масла. На время первого пробного включения трансформатора максимальная защита устанавливается с нулевой выдержкой времени, сигнальные контакты газовой защиты пересоединяются на отключение.

Включение трансформатора производят толчком на номиналь­ное напряжение на время не менее 30 мин для прослушивания трансформатора и наблюдения за его состоянием. При нормальной работе трансформатора издаваемый им гул должен быть умеренным и равномерным. Не должны прослушиваться потрескивания внутри бака трансформатора.

Трансформатор отключают в случае сильного или неравномерного гудения; потрескиваний внутри бака трансформатора; ненормально возрастающей температуры масла; выброса масла из расширителя или разрыва диафрагмы выхлопной трубы; течи масла и при других при­знаках нарушения нормальной работы.

При удовлетворительных результатах первого включения с транс­форматора снимается напряжение, изменяется уставка максимальной защиты, сигнальные контакты газовой защиты пересоединяются на сигнал. Затем несколько раз включают и отключают трансформатор на номинальное напряжение для отстройки дифференциальной защиты от бросков тока намагничивания.

При удовлетворительных результатах пробных включений транс­форматор включается под нагрузку и сдается в эксплуатацию.

Глава 5. Монтаж оборудования распределительных
устройств

Поделиться: