Орфограмма. Типы и виды орфограмм

Написания не по произношению называются орфограммами , т.е. правильными написаниями (в словах тра ва́, нож выделенные буквы являются орфограммами). Вместо орфограммы в слове может быть написана другая буква - неправильное написание, т. е. ошибка: лож ка - выделенная буква - орфограмма (правильное написание); «лош ка» - выделенная буква - орфографическая ошибка (т. е. неправильное написание). У пишущего ученика в уме постоянно происходит конкуренция, выбор между орфограммой и ошибкой. Причин для появления ошибок (вместо орфограмм) много (см. о них ниже).

У каждого типа орфограмм свои легко запоминающиеся приметы, или опознавательные признаки:

У орфограмм - гласных букв: безударность гласных (ка то́к , сте на́ ,положение гласных после шипящих и ц (жё лудь , ци рк );

У орфограмм - согласных букв: стечение согласных (ясн ый , бумажк а ),конец слова (холод , нож );

У орфограмм - букв ь и ъ : а) у разделительных ъ и ь наличие звука [й’] после согласной (с [й’э]м , сем [й’а]); б) у неразделительного ь наличие мягких согласных в стечении согласных (ночн ой, се [л’]дь, ко [н’]ки , ба [н’]тик ), наличие шипящих на конце слова (рож ь , горяч , спряч ь , еш ь , сплош ь , лиш ь ),наличие в произношении глаголов [ца] (купатьс я , купаетс я );

У орфограмм - больших букв: начало предложения, наличие собственных имен (Б айкал )и собственных наименований (В еликая О течественная война );

У небуквенных орфограмм: наличие не и ни , предлогов и союзов, приставок в- , кое- , по- , суффиксов -либо , -нибудь , -таки , -ых (-их) , -ому , -ему , сложных слов, конец строки.

Опознавательные признаки усваиваются постепенно, по мере ознакомления с новыми видами орфограмм. Они выполняют огромную обучающую роль, если учитель проводит соответствующую работу.

45. Методика работы над орфографическим правилом.

Психологической наукой выдвинут исключительно важный вопрос о необходимости обучения школьников приемам умственной работы. Об этом говорится в статье Д.Н. Богоявленского: «… способам умственной работы по применению теоретических знаний на практике надо уделять в обучении не меньше внимания, чем усвоению содержания научных понятий или правил». Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М. «Просвещение». 1987г.

Вот почему важно найти такие пути изучения орфографии, которые способствовали бы формированию у учащихся мыслительных навыков. Для этого необходимо разъяснить не только существо орфографических правил, но и то, как пользоваться ими практически, т.е. определить, когда нужно применить правило; установить, какое правило нужно применять; в какой последовательности надо разбирать слово, чтобы применить соответствующее правило к данному конкретному случаю.



С этой целью при изучении каждого орфографического правила учитель знакомит учащихся со схемами письменного и устного орфографического разбора и его образцом, а также использует объяснительное письмо.

Схема орфографического разбора определяется:

Последовательность.

Важно отметить, что иногда отдельные пункты разбора, указывающие, какую операцию, какое действие должен совершить ученик, предусматривают далеко не элементарный шаг. Эта операция сама может состоять из ряда шагов.

Скажем, в схеме разбора говорится: «Определить склонение имени существительного». Можно ли считать эту операцию элементарной? Очевидно, нет.

Ученик должен:

Поставить интересующее его имя существительное в именительный падеж единственного числа;

Обратить внимание на окончание;

Определить род имени существительного.

Сложная операция определения склонения имени существительного отрабатывается до того, как она будет включена в схему орфографического разбора (при изучезбора (при изучещего грамматического материала).

Итак, схема разбора - это предписание, определяющее, какие существенные признаки орфограммы и в какой последовательности необходимо выявить пишущему, чтобы верно применить соответствующее орфографическое правило, другими словами, схема орфографического разбора - это предписание, определяющее содержание и последовательность умственных действий по применению орфографических правил в практике письма.

Прежде всего остановимся на содержании разбора, т.е. на том, какие существенные признаки должен установить учащийся, чтобы верно применить правила. Эти существенные признаки указываются в формулировках орфографических правил. Например:

После шипящих и Ц в суффиксах прилагательных под ударением пишется О, без ударения -Е: грошовый, ежовый, но: плюшевый, ситцевый.

Согласно формулировке данного правила, ученик должен определить:

а) в какой морфеме находится гласный, который следует за шипящим;

б) часть речи;

в) место ударения.

Что касается последовательности разбора, то целесообразно учитывать следующее: во-первых, называется опознавательный признак; во-вторых, такой существенный признак или такие существенные признаки, при помощи которых ученик должен подвести орфограмму под правило; в-третьих, такой существенный признак или такие существенные признаки, определение которых позволить решить вопрос о написании данной орфограммы.

Возникает вопрос, в какой последовательности эти существенные признаки надо рассматривать. При его решении необходимо руководствоваться следующим: вначале рассматриваются те существенные признаки орфограммы, выяснение которых при известных обстоятельствах может исключить необходимость определения других существенных признаков.

Итак, при определении последовательности анализа орфограммы надо учитывать следующее: вначале указывается опознавательный признак орфограммы, затем - «выборочный» признак (или «выборочные» признаки), далее - «заключительный» признак (или «заключительные» признаки).

Опознавательный признак орфограммы может быть только один, например безударный гласный, звук [ н ] в суффиксе. Поэтому на опознавательном этапе последовательность анализа орфограммы устанавливать не надо. Что касается «выборочных» и «заключительных» признаков орфограммы, то их может быть два и более. В таком случае на «выборочном» и «заключительном» этапах необходимо выяснить последовательность анализа орфограммы. При этом надо руководствоваться следующим: вначале определяется такой признак, установление которого может исключить необходимость выяснения другого признака или других признаков.

Объяснительное письмо.

Учить школьников применять орфографические правила помогает объяснительное письмо.

Под объяснительным письмом понимается письмо учащихся с устным или письменным объяснением орфограмм (В.А. Добромыслов). Устное объяснение орфограмм непосредственно перед написанием слова и в ходе его написания получило в опыте липецких учителей название комментированного письма. Более приемлимым, с нашей точки зрения, является термин «объяснительное письмо».

При выполнении упражнений типа списывания и при написании диктантов учащиеся устно или письменно объясняют орфограммы, т.е. указывают в определенной последовательности все существенные признаки, совокупность которых определяет верное написание (производят орфографический разбор).

При письменном объяснении используются условные сокращения и подчеркивания, о чем сообщается учащимся тогда, когда дается образец письменного разбора.

Условные сокращения и графические обозначения позволяют учащимся письменно объяснять все рассматриваемые в школе орфограммы, т.е. фиксировать умственные действия в процессе применения правил по схемам, предложенным учителем.

Что касается устного объяснения орфограммы, то оно обычно представляет собой связное высказывание типа рассуждения. В таком случае развиваются мышление и речь учащихся и глубоко осмысливаются орфографические правила.

Устное объяснение орфограммы, представляющее собой развернутое рассуждение в соответствии со схемой орфографического разбора, особенно уместно проводить сразу же после объяснения соответствующего орфографического правила (когда учащиеся овладевают развернутым рассуждением, ведущим к определению нужной орфограммы), при повторении и в ходе работы над ошибками.

То же самое нужно сказать и в отношении письменного объяснения орфограммы. Однако письменное объяснение имеет место и тогда, когда необходимость в развернутых рассуждениях отпадает. Учащиеся, определяя орфограмму, лишь устанавливают существенные фонетические и грамматические признаки, используя условные сокращения (см. приложение №) и подчеркивания. При этом письменное объяснение обязывает всех школьников анализировать орфограммы, т.е. учиться применять правила, и помогает учителю выявить ошибки в анализе, породившие неверное написание. В последнем случае имеется возможность при работе над ошибками и при дальнейшем закреплении орфографических правил обратить внимание на то, что еще не усвоено учащимися и что является причиной возникновения ошибок.

Важно подчеркнуть следующее: для того чтобы школьники учились применять орфографические правила, они должны в ходе выполнения упражнений объяснять орфограммы до написания слов, которые содержат соответствующие орфограммы.

И еще на одно обстоятельство надо обратить внимание. Необходимо тренировать учеников в объяснении орфограмм при слуховом восприятии текста.

«Для орфографических целей, - пишет Д.Н. Богоявленский, - совершенно необходима выработка умения быстро, по ходу работы (например, при диктовке), распознавать морфемы и грамматические категории. При этом надо заметить, что как при диктантах, так и при всякого рода творческих письменных работах определять все это ученику приходится либо при слуховом восприятии текста, либо при внутреннем произнесении его. Поэтому естественным кажется на занятиях по грамматике приучать учащихся производить грамматический разбор со слуха». Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М. «Просвещение».1987г.

Страница 3

Работая над третьей группой опознавательных признаков орфограмм, учащиеся подготавливаются к использованию граммати­ческой основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографи­ческих задач.

Описанные три группы опознавательных признаков можно счи­тать общими для большинства орфограмм. Но кроме общих опоз­навательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и част­ные признаки, присущие только одному типу, иногда - группе сходных орфограмм.

Приведем характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе.

Название орфограммы

Опознавательные признаки (общие и частные)

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове

Звонкие и глухие со­гласные

а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш; б) место в слове (в корне, в абсолют­ном конце слова или перед согласным)

Непроизносимые со­гласные

а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове

Разделительный ь

наличие звука Ц] после мягкого со­гласного, наличие гласных я, е, ю, ё

Разделительный ъ

а) наличие звука Ц] после согласного, на­личие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]); б) место орфограммы: на стыке при­ставки, оканчивающейся на согласный, и корня

Раздельное написание предлогов, слитное на­писание приставок

а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или при­ставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению

Заглавная буква в именах собственных

а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя

Заглавная буква в на­чале предложения

а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

наличие в слове сочетаний

ь на конце имен суще­ствительных после шипящих

а) наличие на конце слова всегда мяг­ких шипящих ч и щ или всегда твер­дых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский

Безударные окончания имен существительных

а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е-и; в) часть речи: имя существительное

Правописание оконча­ний имен прилагатель­ных -ого, -его

а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное

Правописание безудар­ных личных оконча­ний глаголов

а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут - ют, ат-ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или буду­щее

Информация о ообразовании:

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского
Педагогическая деятельность Я.А. Коменского (1592-1670) протекала в эпоху грандиозных общественных столкновений, в ходе которых происходили революционные изменения в духовной культуре, пересматривалась концепция человека и мира. Выходец из семьи члена общины «чешских братьев», Я.А. Коменский получи...


Источники информации из окружающего мира - информация реального времени (беседа, случай не улице или на природе, радио, телевидение - все, что исчезает и проходит бесследно, если специально не фиксируется). Еще один яркий пример источника информации из окружающего мира – это вещественные источники. ...

Малая группа и ее структурная организация. Детский кол-в как объект и субъект воспитания
Малая группа – это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и нах-ся друг с другом в непосредственном личностных контактах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, к-ая выделяет и обособляет ее, придает ее относительную со...

, учитель-логопед БОУ «Гимназия №76»

Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости

Среди направлений работы по предупреждению и устранению дизорфографии у младших важное место занимает развитие орфографической зоркости. Как пишет, «отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма».

Таким образом, понятие «орфографическая зоркость» подразумевает способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость неразделимо связана с умением оценивать каждый звук в слове, различать, в какой позиции он стоит. Обладать орфографической зоркостью – это значит уметь оценивать звучащее слово с точки зрения наличия «проблемных мест» в слове - слабых позиций. Умение обнаруживать и проверять орфограммы до их написания является базовым орфографическим умением.

Сформировать стойкие орфографические умения и навыки невозможно без развития умения обнаруживать опознавательные признаки орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм - своего рода сигналы, приметы орфограмм. Они заставляет ученика внимательно вслушиваться в звучащую речь, активизирует речеслуховое внимание на поиск орфограммы. К сожалению, резервы, содержащиеся в знании теоретических сведений об опознавательных признаках орфограмм и умении учащихся узнавать орфограммы на слух с опорой на эти признаки, недостаточно используются в школьной практике.

Понятие «опознавательные признаки орфограмм»

Понятие «опознавательный признак орфограммы» введено в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов XX века «для обозначения условий выбора конкретной орфограммы» в связи с проблемой орфографической зоркости.

В 1970 году уточнил содержание понятия, определив опознавательный признак орфограммы как особый сигнал наличия орфограммы в слове или между словами и – одновременно – одно из условий выбора определенной орфограммы. Был предложен общий перечень опознавательных признаков разных типов орфограмм.

1. Несовпадение буквы и звука.

2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

Гласные - а, о, и, е;

Пары звонких и глухих согласных;

Сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

Сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

Согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;

Буквы я, е, е, ю;

Мягкие согласные;

Окончание, стык приставки и корня и многое другое.

3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношени­ем и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета­ния), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Что касается несовпадения буквы и звука, написания и произношения - главного признака орфограммы, то этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слы­шат слово и одновременно видят его буквенное изображение. Однако в процессе письма под дик­товку младший школьник зачастую не может обнаружить несовпадения звука и буквы.

«Опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета­ния) - сами звуки (звукосочетания, место звуков в словах, буквы, буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений. В процессе обучения дети запоминают набор тех звуков и звукосоче­таний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. С большинством из данных сочетаний учащимися знакомятся уже в период обучения грамоте.

Для того, чтобы научиться находить третий опознавательный признак орфограмм - морфемы в словах, сочетания морфем, ученик должен усвоить тему «Словообразование». Умея определять в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, так как знает, какие орфог­раммы могут встретиться в приставке, какие - в корне, какие - в окончании или на стыке морфем. В этом может помочь таблица «Схема минного поля», предлагаемая в пособии для родителей «Как научить вашего ребёнка писать без ошибок». В схеме наглядно представлено, какие орфограммы могут встречаться в каждой из частей слова. Вооружившись таким «миноискателем» - указателем опознавательных признаков орфограмм в различных морфемах, школьник может постепенно освоить навык нахождения орфограммы в любой части слова.

Данные группы опознавательных признаков можно отнести к общим для большинства орфограмм. Кроме общих опоз­навательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и част­ные признаки, присущие только одному типу, иногда - группе сходных орфограмм.

Классификаци и опознавательных признаков орфограмм.

Существует несколько классификаций опознавательных признаков орфограмм, которые не только не противоречат, но и дополняют друг друга.

Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям;

Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам;

Классификация опознавательных признаков орфограмм (с учётом принципов орфографии);

1.Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям.

Тип буквенных

орфограмм

Опознавательные признаки орфограмм

Слабых позиций

Сильных позиций

Безударность гласного

Наличие шипящего и ц

перед гласными

согласные

Конец слова,

Стечение согласных

Н перед суффиксом,

Н перед окончанием

ь неразделительный

Мягкие согласные

-[ца] на конце глаголов,

Шипящие на конце слова

ь и ъ разделительные

Звук [й] после согласных

и перед гласными.

2.Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам

Название орфограммы

Опознавательные признаки (общие и частные)

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове

Звонкие и глухие согласные

а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш; б) место в слове (в корне, в абсолют­ном конце слова или перед согласным)

Непроизносимые со­гласные

а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове

Разделительный ь

наличие звука [ j] после мягкого со­гласного, наличие гласных я, е, ю, ё

Разделительный ъ

а) наличие звука после согласного, на­личие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [j]; б) место орфограммы: на стыке при­ставки, оканчивающейся на согласный, и корня

Раздельное написание предлогов, слитное на­писание приставок

а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или при­ставкой; б) часть речи : глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению

Заглавная буква в именах собственных

а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя

Заглавная буква в на­чале предложения

а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

наличие в слове сочетаний

ь на конце имен суще­ствительных после шипящих

а) наличие на конце слова всегда мяг­ких шипящих ч и щ или всегда твер­дых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский

Безударные окончания имен существительных

а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е-и; в) часть речи: имя существительное

Правописание оконча­ний имен прилагатель­ных - ого, - его

а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное

Правописание безудар­ных личных оконча­ний глаголов

а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут - ют, ат-ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или буду­щее

3. Классификация опознавательных признаков орфограмм

Особенностью классификации опознавательных признаков орфограмм, представленной в учебно-методическом пособии «Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи» , является то, что кроме общих и частных опознавательных признаков орфограмм указаны принципы орфографии, которым соответствуют эти орфограммы. Так, например, орфограмме «Безударные гласные (проверяемые) в корне слова» соответствует морфологический принцип письма. К числу общих и частных опознавательных признаков орфограмм (то, что распознают дети) автор относит такие, как

А. Безударность (отсутствие ударения на корневом гласном звуке).

Б. Гласные [а], [о], [е], [и] как наиболее «опасные». В. Безударный гласный находится в корне. Гласные [а], [о], [е], [и] названы наиболее «опасными».

Однако на самом деле в безударной позиции звуки [о], [е] в корнях слов не произносятся. Вместо них слышатся либо [а] либо [и] и именно поэтому возникает «опасность» неправильного выбора буквы. Уже само наличие данных звуков в корне слова в безударном положении свидетельствует о необходимости проверки. На этот факт следует обращать внимание детей.

Для обучения опознавать признаки орфограмм весьма эффективен приём моделирования . При моделировании орфограммы учитываются её общие и частные опознавательные признаки. Используются общепринятые в школьной практике символы: корень слова - дуга, сильная позиции гласного либо согласного - знак «плюс», слабая позиция – знак «минус». Использование моделей опирается на теорию формирования умственных действий и проходит следующие этапы:

Нахождение опознавательных признаков орфограмм в плане внешней речи с использованием материальных опор (условных обозначений, схем)

Нахождение опознавательных признаков орфограмм только в речевом плане;

Нахождение опознавательных признаков орфограмм в плане внутренней речи (в умственном плане).

Такая последовательность работы позволяет формировать навык определения существенных опознавательных признаков и минимального орфографического поля орфограммы с постепенным переводом процесса их нахождения во внутренний план. Это обусловлено тем, что для младших школьников свойственно наглядно-образное мышление. Введение схематического изображения орфограммы позволяет преобразовать орфограмму в модель или схему, что создаёт условия для развития наглядно-схематического, логического мышления. Навык опознавать отличительные признаки орфограмм будет стойким в том случае, если учащиеся сами принимали участие в их «открытии».

Составленная модель орфограммы поможет осмыслить и без труда воспроизвести орфографическое правило. На основе опознавательных признаков орфограмм составляются алгоритмы орфографических действий.

Таким образом, знание опознавательных признаков орфограмм и умение их находить является непременным условием формирования орфографической зоркости. Особенно важно формирование способности обнаруживать орфограммы в системе работы по предупреждению и коррекции дизорфографии у школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азова работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие.- М., Российский университет дружбы народов, 2007

2. Алгазина орфографических навыков: Пособие для учителя. – М., 1987

4. Богоявленский усвоения орфографии. / – М., 1966

5. Богоявленский принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/// Начальная школа. –2003 - №4-С.39

6. и др. Проблемы формирования знаний знаний и умений у школьников// Вопросы психологии,- 1983 -№5-С.64

7. Жедек обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах //Под ред. . –М.: Просвещение. с.

8. и др.. Методика обучения русскому языку в начальных классах / ,. Светловская –М.: Просвещение, 19с.

9. Львов орфографии в начальных классах///Начальная школа. –1984. №12-С.67

10. Львов в начальных классах/. –М.: Просвещение, с.

11.Шклярова научить Вашего ребёнка писать без ошибок. Издательство «Грамотей», 2003, с.4

КГУ «Сугатовский комплекс «Общеобразовательная средняя школа - детский сад»

Доклад на ШМО начальных классов.

Подготовила: учитель

начальных классов

Ноненмахер Л.Н.

Опознавательные признаки орфограмм.

До сих пор одним из больных мест школы остаётся не достаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму, мало читают, плохо развита память. Поэтому одним из главных направлений работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а так же поиску путей и средств повышение эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.
В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа. Над слогом и словом, развитие фонематического слуха, умения заменять орфограммы соответствующими буквами. Уже в начале первого класса начинается работа по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых, у детей вырабатывается умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер(тип орфограммы)

И находить путь решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением. Если у ребёнка отсутствуют выше названные навыки, то, даже зная правило наизусть, он не применяет его там где это необходимо, что влечёт за собой орфографические ошибки.

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращено внимание, распологают в определённой последовательности:

Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания дает учитель – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, поговорить индивидуально.

Списывание (основа проговаривания по слогам) . Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ.

1. Прочитай слово или предложение.

2. Повтори его, не заглядывая в текст.

3. Подчеркни в слове или предложении все орфограммы

4. Прочитай предложение орфографически.

5. Повтори предложение орфографически проговаривая все звуки..

6. Закрой текст. Начинай писать диктуя по слогам (орфографически) и подчеркни орфограммы.

7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, а дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся),. Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность,

Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.
Первоклассники ещё не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у первоклассников необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле. Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Поэтому, когда начинаем работу над правилом,мы вместе с детьми выделяем существенные отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Приведу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:

1. Прочитай правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?

2. Прочитай правило. Какие согласные нужно проверять? Когда? (в каких случаях)

Следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?

Уже в первом классе учащиеся должны научится пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:

АЛГОРИТМ.
1. Определи место, где возникла орфографическая задача;

2. Какой группе правил относится данная орфограмма;

3. В какой части слова находится орфограмма;

4. Установить какую букву нужно проверить: гласную или согласную;

5. Определить в слове ударение;

6. Определить проверяемая или не проверяемая орфограмма;

7. Написать слово в соответствии с правилом.

При изучении темы «Правописание безударного гласного», «Правописание парного звонкого и глухого согласного» дети вместе со мной находят необходимый способ решения орфографических задачи.

Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.

1. Прочитай пословицу:

Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.

2. Предлагаю составить предложение по сюжетной картинке на тему: «Следы на снегу»

Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).

3. Часто провожу зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.

4. Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.

5. Провожу различные игры.

6.
Игра «Спрячь Ь в середину слова:»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п. ля, м. ря, с. ды.
Объясни, почему вставили такие буквы.

Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Игра «скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:
рука… бере…
лу… моро…
зимний ле… гладкий лё…

Часто использую следующие виды работ:

- На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.

- При изучении темы «непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их..

Если ученик, написал слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали пять слов по памяти, я открываю доску на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы.

- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки» зажигаем на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

Иногда при работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения)
Учащиеся записывают пре6дложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чём заключается моя помощь: предлагаю вспомнить правило, задаю вопрос или объясняю. .Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат.

Если систематически использовать методику «Проверь себя», то развитие орфографической зоркости повышается до 70% - 90%.

Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа. Самоконтроль.
Таким образом. включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся. Прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку. Чувство коллективизма. товарищества.

Задания для формирования орфографической зоркости подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и внимание к ним постоянно возрастало. Для этого предлагаю слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал. Например:

- Списывание слов с доски с пропуском букв;

- Работа в паре с последующей проверкой;

- Использование ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц. поговорок;

Начинаю в 1 классе работу по развитию орфографической зоркости продолжаю до конца 4 класса, увеличивая её в объёме и сокращая во времени, т.к. у детей уже выработаны определённые умения и навыки.
Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет не мало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы использую следующее стихотворное правило:

Имена, фамилии - Начинает буква

Клички, города – Важные слова:

Все с заглавной буквы Иванова Анна,

Пишутся всегда. Шуя и Москва.

Правописание ЖИ – ШИ
Лыжи. Мыши и ужи

Шины, ёжики, чижи,

ЖИ да ШИ. ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши.

Мягкий знак – показатель мягкости.
Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак!

Станут «пенками» - «пеньки»,

«Уголками» - «угольки»,

Без него не написать.

Тридцать, двадцать, десять, пять

«Банька» в «банку» превратится,

Вот, что может получиться,

Вместо «шесть» получим «шест»,

Вместо «есть» получим «ест»,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

Я убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.

На уроках использую:

Орфографические пятиминутки.
Падежные окончания имён существительных.

Сколько раз твердили кошке:
Не красиво есть без ложки.

Только я вбегаю в дом.

Л.. жжет кошка языком.

Солнце брызнуло сквозь ветки,
И по снежному ковру

Вмиг рассыпались монетки,

Серебром по серебру.

Два бельчонка на опушке.
Ск..л..тили две кадушки,

Положили в бочку – м..тные л..сточки,

Кр..сную бруснику, чёрную ч..рнику,

Клали по немножку ж..лтую морошку.

Упражнения с элементами какографии.

Дарагой друк!
Пишыт тибе Пьос. Как ты жывёш?

Я лублу делать уроки.

Орфографические сказки.

Однажды гласные О и А гуляли по лесу., собирали ягоды. Вдруг они так поссорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда О и А стоят без ударения,то хочет занять место и та и другая. И тут на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударпить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные О и А. С тех пор эти дети пишут грамотно.

В течении четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.
Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания.. Словарные слова вывешиваю в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги. На каждом уроке провожу словарную работу, используя разные виды заданий. Вот некоторые из них:

1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги.
2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные: А,О,И,Е,Я. Я называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.

3. Предлагаю выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам (1 – с гласной А, 2 – с гласной О).

4. выписать слова отвечающие на вопросы кто? (что?).

5. Выписать слова в которых два слога.

6. Выписать слова на тему «Животные».

7. выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.

8. Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в классе? И т.д.

9. Дописать предложение. Весело чирикает …….(воробей0

10. Отгадать загадку:

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)

Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко)

Все учащиеся выполняют предложенные задания. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово».

Например, я предлагаю детям следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова:

1.Москва – т.к. пишется с большой буквы;

2.суббота – т.к. это слово на правописание двойного согласного в корне слова;

3.тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове больше букв, чем звуков;

4.сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова чёрный0;

5.чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные.

6.карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или трёх.

Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание. Сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм. При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова.нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.

Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды. Состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка У. Урожай – род с приставкой –у.

Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся.

Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.

Много внимания уделяю обучению учащихся правильному выполнению упражнений дома. Прежде всего добиваюсь, чтобы ученики не делали ошибок при списывании. У каждого ученика есть «Памятка», пользуясь которой они выполняют домашнее задание
ПАМЯТКА
1. Прочитай внимательно классную работу и исправь, если есть, ошибки.

2. Повтори заданные слова из словаря.

3. Прочитай каждое слово упражнения по слогам и подчеркни все орфограммы.

4. Спиши, комментируя свою запись. Пиши чисто и аккуратно, не спеши.

5. Закончив работу, внимательно проверь, что написал.

Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм. Но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки.закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.
Работу над ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания. А также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению. Для себя веду специальную тетрадь, где записываю ошибки каждого ученика отдельно. Такая работа позволяет мне чётко видеть, над какими орфографическими правилами нужно поработать тому или иному ученику; веду индивидуальную работу, использую различные виды упражнений на отработку необходимых правил. Предлагаю детям завести у себя индивидуальные словарики «Мои ошибки», где дети записывают слова. В которых были допущены ошибки. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, предлагаю памятку, которая есть у каждого ученика. Она подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку. Таким образом, к концу четвёртого года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила на письме.

Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.

А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Орфография [от греч. оrthós - правильный и graphō - пишу] - общепринятая система правил написания слов данного языка.

Орфограмма – написание, которое соответствует правилу или проверяется по словарю. Типы орфограмм:

1) орфограмма-буква (бро шю ра, во ро бей, чу дный );

2) орфограмма-пробел (без_ устали, не_ знал, в_саду );

3) орфограмма-контакт (нап ропалую , сп росонья, на лево );

4) орфограмма-дефис (из-под, во-вторых, где-либо ).

Опознавательные признаки орфограмм:

1) шипящий [ж, ш, ч", щ"] перед гласным;

2) [ц] перед гласным;

4) шипящий [ш, ч", щ"] в конце слова;

5) глухой парный согласный [п, к, т, ф, с, ш] в конце слова;

6) стечение согласных;

7) мягкий согласный звук в середине слова;

8) [й"] в середине слова;

9) безударность в приставке, корне, суффиксе, окончании;

10) [н], [н"] перед окончанием или суффиксом;

11) элементы: из, до, с, в(во), на, за ;

12) элемент по ;

13) элементы: -то, -либо, -нибудъ, кое-, -таки, -ка ;

14) ли, бы, же ;

15) не, ни ;

16) сложность слова.

Принципы орфографии

Принципы русской орфографии:

1) морфологический(морфемный) - глас­ная проверяется ударением, а согласная -подбором слова, в ко­тором эта согласная ясно слышится (перед гласной или сонорной). Эта закономерность распространяется на все значимые части слова, например: де ревья - де рево ;

2) фонетический- написание зависит от произношения (при­ставки на -з/с- , гласная ы после приставок, чередующиеся согласные и т.д.), например: безы дейный, раз дать, рас познать ;

3) традиционный(исторический) - написание нельзя объяснить с точки зрения современного состояния языка; традиционные написания не оправданы ни фонетически, ни морфологически. Написание таких слов приходится запоминать, проверять по словарю: чувство, собака, морковь . Среди слов с традиционным написанием много заимствованных слов: беллетристика, интеллигент, аппликация .

Тема 3. Правописание гласных в корне. Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне; чередующиеся гласные.

3.2. Буквы э и е в корне.

3.3. Гласные после шипящих и ц в корне.

3.4. Гласные о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях.

3.5. Гласные ы и и после ц.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне; чередующиеся гласные

А) Проверяемые гласные . Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова: развевается (ве ́ять ) флаг развивается (разви ́тие ) промышленность;

Примечание 1 . Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать (-ивать ): опо здать (по здний, хотя опа здывать), раскро ить (кро йка, хотя раскра ивать).

Примечание 2 . В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать; ангажемент, хотя ангажировать. Ср. также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфи цировать, хотя дезинфе кция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция инъецировать, проекция - проецировать и в некоторых других.

Б) Непроверяемые безударные гласные. Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю: апе лляция, инте лли генция, компо новка, пе ри ферия, при ви легия, при оритет, оди озный, эста када и мн. др.

В) Чередующиеся гласные

Правописание чередующихся гласных зависит от следующих факторов:

буквы в корне буквы после корня ударения смысла
1. -лаг - – -лож - полаг ать, полож ить 2. -раст - – -рос - – -ращ - растение, росли, выращенный Искл.: отрасль, росток, ростовщик, на вырост, Ростов, Ростислав, прорость, заросток 1. -кас - – -кос - каса ться – косну ться 2. -бир а- – -бер - -мир а - – -мер - -пир а - – -пер - -дир а - – -дер - -тир а - – -тер - -стил а - – -стел - -блист а - – -блест - -жиг а - – -жег- -ина -, -им а - – -а (я)- -чит а-– -чет- Искл.: сочетание, чета, сочетать собирать – соберу блистал – блеснул, понимать -- понять выжигал - выжег без ударения 1. -гор- загорать, гореть Искл.: пригарь, выгарки, изгарь 2. -клон- наклониться 3. -твор - творец Искл.: утварь 4. -зар- заря, озарять, зарница Искл.: зоревать 1. -скак- продолжит. действие скакать 2. -мак- «погружать в жидкость» макать 3. -плав- плавники 4. -равн- «сделать одинаковым» уравнять -скоч- мгновенное действие вскочить -мок- «пропускать жидкость» промокашка непромокаемый -плов- только в словах пловец, пловчиха -ровн- «сделать ровным, гладким» подровнять, но: равнина

3.2. Буквы э и е в корне

Э Е
1. В начале иноязычных слов: эмоция, эра 2. В середине и в конце иноязычных слов после гласных а, о, у : маэстро, алоэ, дуэт (но: проект ) 3. В русских словах типа эдак, эге, эхма 4. После приставки или первой части сложных слов, оканчивающихся на согласный или и : сэкономить, трехэтажный, антиэстетический 1. В иноязычных словах после твердых согл.: адекватный, бартер, компьютер Искл.: мэр, пэр, сэр , киднэпинг, кэш-память, рэкет, рэп, тхэквон­дист, пленэр (живопись или киносъемка на открытом воздухе), а также некоторые собственные имена(Бэкон, Бэла, Улан-Удэ и др.). 2. После гласного и: пиетет, реквием Искл.: агентство Ассошиэйтед Пресс (имя собств.)

3.3. Гласные после шипящих и ц в корне

А) Гласные после шипящих. После шипящих (ж, ч, ш, щ ) не пишутся буквыя, ю, ы, а пишутся соответственноа, у, и: ча йка, проща льный, чу до, щу риться, жи р, ши ть. Искл.: брошю ра, жю ри, парашю т, пшю т, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.

Примечание .Данное правило не распространяется на иноязычные собственные имена(Жю лъ, Жю ли, Сен-Жю ст, Шы рхан, Очы , Шю кюр и т.п.),а также на сложносокращенные слова и буквенные аббревиатуры, в которых возможны любые сочетания букв (Межю рбюро и т.п.).

Б) Гласные о / ё после шипящих и ц в корне

Можно ли подобрать родственное слово с Е ?


шё пот (ше птать) шо рох, шо рты, шо тландец

шё лковый (ше лка) палаццо , скерцо , шо к, жо х

Примечание . Различай часть речи: ожё г (глагол) руку – ожо г (сущ.) руки, поджё г дом – поджо г дома, изжо га, ожо говый центр

3.4. Гласные о / ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

Определи часть речи


Ё под ударением О без ударения Е

жжё т, жжё ный, печё м, свечо й задаче й

ночё вка, тушё нка, борцо в полотенце м

размежё вывать камышо вый плюше вый

горячо певуче

трещо тка (от сущ. треск )

НО: дирижё р (стажё р, ретушё р), учё ба, тяжё лый, никчё мный

3.5. Гласные ы и и после ц

Упражнения

1. Вставьте пропущенные безударные гласные в корнях, подбирая однокоренные слова и формы слова для проверки.

а) Впеч...тление, оч...ровать, об...ятельный, пор...звиться, погл...тить, предзн...менование, ст...родавний, об...щает, спл...ченный, ч...столюбие, просв...титель, невр...ждебный, т...инственный, выт...нуть, обозн...чать, безгр...ничный, предст...витель, препод...ватель, зам...чать, пь...нящий, см...риться, изм...рение, падч...рица, ч...рнеть, насл...ждение, тр...слись, к...стяной, к...сноязычный, перег...нять, обн...женный, ун...женный, м...тель, бр...сок, тр...скотня, беречь как з...ницу ока, об...дрять, т...готеющий, т...скать, невзн...чай, бл...год...рить, уед...ненный;

б) источник исс...кает, хирург исс...кает рану, промышленность разв...вается, флаги разв...ваются, посв...тить фонариком, посв...тить стихи, прекр...щать работу, укр...щать животных, ветер обв...вает лицо, обв...вать ствол дерева, ч...стота радиоволн, соблюдать ч...стоту, разр...дить атмосферу, разр...дить посевы, разр...дить ружье, прим...рять костюм, прим...рять поссорившихся, пос...деть от горя, пос...деть за столом, прож...вать по адресу, прож...вать хлеб, спл...тить единомышленников, запл...тить взносы, ув...дать в зеркале, ув...дать без влаги, ум...лять значение, ум...лять о помощи, осл...пительный свет, ресницы сл...паются от мороза, деревенский ст...рожил, ст...рожил склад, отв...рить окно, отв...рить рис, вып...рите в бане, вып...рите шов, прист...жная лошадь, прист...жной воротник к курте, ст...чился от времени, ст...чать клинья юбки.

2. Пользуясь этимологическим словарем или словарем иностранных слов, объясните правописание гласных, не проверяемых ударением, дайте толкования лексических значений слов.

Аб...туриент, аб...нент, аб...н...мент, ав...нсцена, авт...ритет, адр...сат, адр...сант, анг...ж...мент, ан...нимный, ант...г...низм, апл...д...сменты, ап...гей, ап...кал...псис, б...ндероль, б...тальон, б...гема, бр...вурный, бр...гантина, бук...нист, бюр...крат, в...кцина, в...нтилятор, в...ст...бюль, в...н...грет, в...зуальный, в...адук, в...кабула, в...лторна, ви...л...нчель, г...лантный, д...л...катный, д...л...тант, имп...зантный, ин...циалы, инт...ллектуальный, инф...нтильный, инц...дент, к...р...катура, к...ракуль, к...рп...ративный, комп...тентный, конс...рватория, л...к...ничный, л...п...дарный, л...гализация, л...яльность, м...гистраль, м...н...фестация, м...л...таристский, м...тивировать, мен...джм...нт, м...т...нимия, ор...нгутанг, ор...гинальный, от...лар...нголог, п...лисадник, пр...в...легированный, р...з...нанс, р...т...фикация, трад...сканция, транспл...нтация, ф...р...он.

3. Найдите заимствованные русским языком слова, к которым приводятся толкования их лексических значений в языке-основе. Образец: рыба с большой головой – кашалот (порт.). (Ответы даны вразброс в конце пособия).

Вереница верблюдов (перс.), водка (турец.), виток (лат.), действующий (лат.), целебный (греч.), заложник (араб.), согласие (фр.), восемь (лат.), проектировать (англ.), украшать (лат.), сила (греч.), горная смола (греч.), спуск, высадка (фр.), пятая сущность (лат.), ликование (лат.), труба, желоб (лат.), растирать (фр.), меньший (лат.), дворец (лат.), блуждающая (звезда) (греч.), только один (лат.), рельефное украшение (греч.), главный (лат.), список (греч.), рассадник (лат.), чистый (ит.), броня (фр.), широко (ит.), очищенный (фр.), открытый, явный (лат.), голосовой (лат.), посылка, поручение (лат.), тайна (гр.), восток (лат.), золотые яблоки (ит.), управлять (лат.), смотреть сквозь (лат.), окружность (гр.), шарик (лат.), первый, важнейший (лат.), проба (лат.), длинный стул (фр.), расколотая душа (ум) (гр.).

4. Спишите, вставляя пропущенные чередующиеся гласные, объясните правила их написания; выделите слова, не объясняемые данными правилами.

а) Выч...сть, соч...тание, зам...реть, обм...рать, заст...лать, заст...лить, наст...лить пол, расст...латься, обт...реть, перет...рать, прост...раются поля, ст...рать белье, подп...рать, подп...реть, сж...мать, соб...раться, бл...стающий, бл...стеть;

б) выг...рать, выг...рки, выг...ревший, обг...реть, изг...рь, г...релки, вым...кнуть, обм...кнуть, непром...каемый плащ, разр...статься, выр...с, р...стение, Р...стислав, Яр...слов, р...стовщик, выр...щенный, обр...стать, отр...сль, подр...стковый, пор...сль, выр...ст, з...рница, з...ревой, з...ревать на озере (встречать з...рю), оз...ряя, подск...кать, выск...чить, отск...чить, ск...чок, выск...чка, попл...вок, пл...вчиха, пл...вуны, пл...вучесть, подл...жить, распол...гать, предл...жение, предпол...гать, прик...сновение, к...сание, к...сить траву, р...внение, р...внина, р...вновесие, р...внодушие, ср...вняться, выр...вняться, пор...вняться, зар...внять, раств...риться, удовлетв...рение, утв...рь, скл...нение, кл...ниться.

5. Вставьте пропущенные буквы е или э .

По...т, ст...нд, м...рия, ад...кватный, с...р, д...нди, п...р, по...т, мену...т, рекви...м, ма...стро, тра...ктория, пиру...т, про...кт, кано..., кли...нт, силу...т, паци...нт, стату...тка, и...роглиф, ду...нья, ало..., кашн..., март...новский, пенсн..., Пу...рто-Рико, Су...цкий канал, фа...тон.

6. Определите, в какую часть слова входят орфограммы. Вставьте пропущенные буквы е/ё или о , разделив слова соотвественно на две группы.

а) Ж...сткий, иску...тве...ый ш...лк, ж...рнов, ж...ваный, ч...лн, чащ...ба, ш...фер, артиш...к, борж...ми, дж...нка, ж...х, капюш...н, молодож...н, ш...кировать, ш...ры, чеч...тка, понч..., харч..., ш...в, щ...тка, трещ...тка, печ...ный, вооруж...нный, жж...ный, ноч...вка, парч...вая скатерть, камыш...вые зар...сли, кумач...вый, плюш...вый зайч...нок, холщ...вый меш...к, мужич...нка, пастуш...к, рубаш...нка, наслаждаться пейзаж...м, борьба с саранч...й, отправиться за багаж...м, с нош...й, душ...нка, сгущ...нка, саж...нки, медвеж...нок, отреш...нность, корч...вка, скач...к, раскрепощ...нность, девч...нка, кабач...к, нож...вка, суч...к, замоч...к, размеж...вка, кольц...вать, пальц...в, конц...вка;

б) чугу...ая реш...тка, подш...рсток, ж...лудь, щ...голь, ч...рствый, ч...лка, кош...лка, трущ...ба, беч...вка, деш...вка, ч...порный, крыж...вник, тяж...лый ож...г, подж...г сарая, ож...г руку, ш...винизм, ч...боты, ш...рох, иску...ный ж...нглер, состязания борц...в, герц...г, ц...котанье, Муха-ц...котуха, глянц...вый, глянц...витый, собач...нка, тронуть пальц...м, ш...ссе, мощ...ный, смеш...н, за рубеж...м, карандаш...м, грош...вый, груш...вый, замш...вый, туш...нка, печ...нка, ж...лтый, говорить общ..., горяч..., боч...нок, копч...ности, начинить фарш...м, чесуч...вый, истощ...нный, крюш...н, сургуч...м, внуш...нный, гаш...ная известь, обольщ...нный, суш...ный, морж...вый, ситц...вый.

7. Вставьте после ц пропущенные буквы и или ы .

Ц...линдр, ц...кл, на ц...почках, ц...ник, акац...я, ц...ркуль, ц...тадель, ц...пленок, ц...клон, ц...гейка, ц...кать на собак, революц...я, ц...ган, ц...клевать, ц...нга, у львиц..., краснолиц...й, сестриц...н, провинц...альный, столиц..., классиц...зм, панц...рь, границ..., ц...новка, грац...я, ц...рюльник.

Тема 4. Правописание согласных в корне.Употребление прописных букв


Похожая информация.


Поделиться: