Католической церкви 11 13. Католическая церковь в XII—XIII веках

В XI-XIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без ее участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие.

Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Все три сословия необходимы другу Те, кто молится Те, кто воюет Те, кто трудится Сословия – большие группы людей с одними правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Первое сословие: К первому сословию относилось духовенство, ведь церковь являлась посредником между человеком и Богом. Христианская мораль требовала выполнять нравственные правила, перечисленные в Библии. Существовало правило: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Первое сословие: «Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог обрести богатства небесные» .

Богатства церкви q Но при этом церковь обладала огромными богатствами и была крупнейшим землевладельцем. Распределение земель в Средневековой Европе Церковь Остальные земли

Богатства церкви Священные реликвии: волосы Христа, обломки креста, гвозди и т. п. Мощи – останки тел святых мучеников

Богатства церкви То, что однажды было дано Церкви, навсегда принадлежит Христу и никоим образом не может быть отчуждено из владения Церкви… То, что дается Церкви, как всем известно, дарится ей для того, чтобы… служащие Богу имели средства к существованию и, будучи постоянно заняты созерцанием Божественного и непрестанным его восхвалением, могли бы всегда, вне тревоги мира сего преданнейше служить Господу» . ИЗ КНИГИ «О ЧЕСТИ ЦЕРКВИ» МОНАХА ПЛАЦИДИЯ НОНАНТОЛАНСКОГО (ХI в.)

Папы римские присвоили себе право прощать преступления и грехи верующих за деньги Индульгенция – это особая грамота, выдающаяся церковью за деньги, о прощении грехов.

1054 г. - Раскол христианской церкви СХИЗМА Западная (католическая) Причины раскола: борьба римского папы и патриарха за господство над христианской церковью Восточная (православная) ВСЕМИРНАЯ Римский папа Лев IX Константинопольский патриарх Михаил

Найдите отличия между церквями Католическая церковь Православная церковь -Глава – Папа Римский -Богослужение велось на латинском языке -Запрещено вступать в брак всему духовенству -Священники брили бороды, выстригали волосы на темени -Глава - Патриарх -Богослужение велось на греческом языке -Запрещено вступать в брак только монахам -Не брили бороды, не выстригали волосы на темени

С середины 9 века власть пап ослабела, церковь теряла влияние на верующих, падал ее авторитет. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились Григорий VII Иннокентий III ставленники германских императоров. Усиливается борьба за укрепление папской власти, которая достигла своего апогея при римских папах Григории VII и Иннокентии III.

Путь в Каноссу Папа Римский Григорий VII (1073 -1085) решил, что глава церкви имеет право судить и смещать не только епископов, но и светских королей, как своих вассалов. Возмущенный император Священной Римской империи Генрих IV(1056 -1106) объявил Папе: «Ты дерзнул восстать против самой королевской власти, дарованной нам от Бога. . . Поэтому покинь апостольский престол… Сойди с него, сойди!» Генрих IV

Путь в Каноссу В ответ Папа Григорий VII заявил: « Я запрещаю королю Генриху, который с неслыханным высокомерием напал на церковь твою, править Германией и всей Италией и запрещаю каждому, кто бы то ни был, служить ему как королю. Я… отлучаю его от церкви, чтобы народы знали. . . врата ада не имеют над церковью силы» . Генрих IV

Путь в Каноссу Недовольные Генрихом немецкие князья пообещали низвергнуть императора, если он в течение года не получит прощения у Римского Папы. В январе 1077 г. с горсткой приближенных он перешел через Альпы. Униженный император и торжествующий Папа встретились в небольшом замке Каносса в Северной Италии. Григорий VII смилостивился, пригласил его к себё и освободил от проклятия. Генрих IV у ворот Каносского замка

Путь в Каноссу «И вот король явился, как было приказано, и поскольку замок был обнесен тройной стеной, то его приняли внутри второго кольца стен, тогда как вся его свита осталась снаружи. Там, сняв королевские одеяния, без знаков королевского достоинства, Без всякого великолепия, стоял он, не сходя с места, с босыми ногами, не принимая пищи с утра до вечера, в ожидании приговора римского папы. Так было и на второй, и на третий день» Ламберт Герсфельдский о встрече Генриха IV Генрих IV и Григорий VII и Григория VII в замке Каносса в Каноссе в 1077

Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет Реформы Григория VII: запретил браки для священнослужителей; запретил покупать церковный должности; ввел новый порядок выбора пап Римский папа Григорий VII

«Диктат папы» – программа верховенства духовной власти над светской, разработанная Григорием VII 1. Римская церковь создана единым Богом. 2. Только Римский епископ по праву зовется вселенским. 3. Только он один может низлагать епископов и восстановлять их… 8. Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства. 9. Одному папе все князья лобызают ноги. 10. Только его имя поминается в церквах. 11. Он один в мире именуется папой. 12. Он может низлагать императоров… 18. Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно. 19. Никто ему не судья… 27. Он может освобождать подданных от присяги плохим владыкам

Наместник Бога на Земле Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (1198 -1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами» . На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе. Иннокентий III.

Наместник Бога на Земле Иннокентий III вмешивался в политику европейских государств, в годы его правления некоторые страны признали вассальную зависимость от папы: (Англия, Арагон, Португалия). Иннокентий III был властным, честолюбивым, жестоким человеком - каким и должен был быть глава католической церкви времен ее наивысшего могущества и расцвета. Папа и кардиналы

Еретики – (от греч. «противник»)люди, критикующие церковь, выступающие против её учения Осуждали дорогие церковные обряды, пышные богослужения; Требовали отмены церковной десятины, отказа духовенства от земельных владений и богатств.

Как церковь боролась с еретиками Церковь начала борьбу против ересей « Мы отлучаем и предаем анафеме всякую ересь, выступающую против святой веры, ортодоксальной и католической. . . Мы осуждаем всех еретиков, к какой бы секте они ни принадлежали; разные по обличью, они все связаны между собой, ибо тщеславие всех их объединяет. Все осужденные еретики должны быть преданы светским властям или их представителям для понесения достойного наказания. » Из постановления IV Латеранского собора о Латеранский собор борьбе с ересями (1215 г)

Как церковь боролась с еретиками Отлучение от церкви Интердикт – отлучение от церкви отдельных областей или стран

Как церковь боролась с еретиками Военные походы против еретиков (альбигойские войны) В начале XIII века Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и церковь во главе с папой) - порождение сатаны, человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром. Против еретиков были совершены военные походы.

Как церковь боролась с еретиками Расправа над еретиками. Миниатюра XIII в. В течении 20 лет были убиты несколько десятков тысяч человек. Когда папского посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков» , он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!»

Как церковь боролась с еретиками Инквизиция – церковный суд, трибунал католической церкви, который осуществлял судебные, сыскные, карательные функции

Как церковь боролась с еретиками Еретиков подвергали жестоким пыткам, вынуждая признаться в том, что они служат Дьяволу. Аутодафе в Испании Инквизиторы говорили: «Не беда, если мы сожжём сотню невинных, лишь бы среди них был один виновный» Пытки инквизиции

У обвиняемых было два пути: Признание своей вины -Примирение с церковью, отпущение грехов -Пожизненное заключение или безболезненное убийство Отрицание своей вины - Сожжение на костре «без пролития крови»

Создание нищенствующих орденов Орден францисканцев Основатель: Франциск Ассизский Проповедовали: любовь ко всему живому предлагали отказ от собственности; покаяние в грехах; призывали жить в добродетельной нищете за счет милостыни. Орден доминиканцев Главная цель: Борьба с еретиками. Доминиканцы были судьями и служителями инквизиции. Функции: Розыск и преследование еретиков. Основатель: Доминик Гусман Когда Франциск видел множество цветов, он начинал проповедовать им и призывал к восхвалению Господа, как будто они обладали разумом. С самым искренним простодушием он приглашал любить и почитать Господа нивы и ви ноградники, камни и леса, красу полей, зелень садов и воды ручьев, землю и огонь, воздух и ветер. . . Даже к червям Франциск питал любовь. . . И он их собирал с дороги и относил в безопасное! место, чтобы путники не раздавили их.

  • Какую опасность представляли ереси и еретики для католической церкви?

§ 13.1. Сила и слабость церкви

В Средние века твёрдо верили, что земная история имеет своё начало и свой конец. Начало - сотворение мира и первого человека, а конец наступит вместе со вторым пришествием Христа на землю. Придёт время Страшного суда, когда воскреснут мёртвые и каждый получит по своим заслугам. Грешники будут осуждены на вечные мучения в аду, а праведники будут вечно испытывать райское блаженство. Надежда на спасение и страх перед погибелью души и адскими муками постоянно сопровождали верующих в жизни. Церковь учила, что ни один христианин не мог спастись самостоятельно, без соблюдения христианских таинств - особых обрядов, выполняемых священником. Считалось, что в момент совершения таинства через священника верующим передавалась божественная благодать.

    Крещение приобщало новорождённого к христианскому миру, детей постарше укрепляли в вере с помощью конфирмации, таинство брака создавало новую семью, а соборование готовило умирающих к встрече с Богом. Причастие напоминало верующим о жертве, принесённой Христом за людей. Таинство покаяния заключалось в том, что раскаявшийся в грехах верующий, исповедуясь, получал через священника отпущение грехов от Бога. Наконец, священство было таинством посвящения в духовный сан.

Служители церкви оказались, таким образом, необходимыми посредниками между человеком и Богом. Считалось, что церковь получила от Христа право отпускать грехи верующим с помощью особых грамот - индульгенций (в переводе с латыни - милость). Купив индульгенцию, верующий продвигался на пути к спасению. Этому также помогали добрые дела, следование правилам христианской морали, пожертвования в пользу церкви и бедняков, а также совершение паломничеств ко Гробу Господню в Иерусалим, к гробнице Святого Петра в Рим и к другим знаменитым христианским святыням.

Могущество церкви основывалось не только на её воздействии на души верующих. В её руках сосредоточились огромные богатства - около 1/3 всех обрабатываемых земель, не говоря уже о драгоценных предметах для богослужения. Они попадали к церкви разными путями. Земли, привилегии, драгоценности жаловали епископам и аббатам государи и светские сеньоры. Да и любой благочестивый человек старался сделать церкви посильный дар. Кроме того, всё трудящееся население платило церковный налог - десятину. Деньги взимались за выполнение обрядов, за индульгенции. Наконец, епископы и аббаты умело вели хозяйство, увеличивая доходы со своих владений.

Богатства церкви вызывали зависть, и в эпоху феодальной раздробленности значительная их часть попала под контроль светских сеньоров. На доходные церковные должности они ставили своих родственников или слуг, продавали эти должности, требовали от служителей церкви покорности. Добиться этого им было нетрудно, потому что влияние церкви снизилось, церковные правила и монашеские уставы часто не выполнялись. Служители церкви и даже некоторые папы римские часто вели светский образ жизни.

Похищение мощей святого Марка. Венеция, XII в.

В X веке лишь немногие монастыри строго соблюдали устав святого Бенедикта. Среди них выделялось аббатство Клюни во Франции. Клюнийцы хотели освободить церковь от власти светских лиц и заставить всех её служителей строго соблюдать церковные правила. Они думали с помощью обновлённой церкви преобразовать весь мир. Клюнийская реформа быстро набирала силу.

Монахи, рубящие лес. Миниатюра XII в.

    Растущее влияние церкви проявилось и в том, что с конца X века она стремилась ограничить войны и призывала к «Божьему миру». Сражения в церковные праздники, в пост или в воскресенье считались греховными. Теперь нельзя было нападать на безоружных паломников, служителей церкви, крестьян, женщин. Путник мог спастись от нападения и в церкви, и у придорожных каменных крестов. Нарушителям «Божьего мира» грозило строгое наказание.

К 1000 г. христианство распространилось почти по всей Европе. Церковь обращала народы в свою веру не только проповедью, но и огнём и мечом. Церковь приобрела большое политическое значение. Она ста-ла стремиться подчинить себе светскую власть . Рос-ли богатства церкви. Встречались епископства и монастыри, у которых земель, доходов и войска было больше, чем в каком-либо графстве.

Клюнийская реформа

Обогащению церкви сопутствовали её внутреннее разложение, утрата церковной дисциплины. Служители церкви и даже папы устраивали пиры и пре-давались светским развлечениям. Такой упа-док церкви вызвал негодование у мирян и тех представителей церкви, которые оставались верными евангельским заветам. В начале X в. борьбу за очищение церкви начал монастырь Клюни во Франции. Клюнийцы также доби-вались освобождения монастырей из-под влас-ти сеньоров и местных епископов. Стремясь сломить разбойничьи нравы феодалов, клю-нийцы ввели «Божий мир »: они добивались прекращения войн и установления порядка. Реформаторским начинаниям клюнийцев по-следовали сотни монастырей в Европе.

В середине XI в. папский престол, поддержавший Клюнийскую рефор-му, в свою очередь предпринял усилия по более глубокому обнов-лению церкви. Он также добивался независимости от светских властей при избрании папы, епископов и аббатов. Право избирать папу стало принадлежать исключительно со-бранию кардиналов — конклаву.

Папа и император

Папа Григорий VII (1073—1085) установил в церкви жёсткое под-чинение своей власти. Он хотел реализовать идею папской теократии — абсолютной власти пап над миром. Григорий VII всту-пил в борьбу с германским императором Генрихом IV . Формально речь шла о том, кто должен совершать обряд назначения епископов — папа или император. На деле папа намеревался подчинить император-скую власть папскому престолу. В борьбе с папой Генрих IV объявил Григория VII низложенным. За этим со стороны папы римского последовало отлучение от церк-ви Генриха IV. Народ отшатнулся от про-клятого папой императора, против него выступили и крупные феодалы, которых отлучение освободило от вассальной клят-вы. Император вынужден был покаяться. Зимой он три дня босым просил прощения у папы, смотревшего на него с высоты замка в Каноссе.

Разделение церквей

«Наместник Христа»

В XII—XIII вв. папство достигло вершины своего могущества. Оно вдохновило и организовало Крестовые походы. Папы вмешивались во внутренние дела госу-дарств и даже в личную жизнь императора и королей. На короткий период установить тео-кратию в католическом мире удалось папе Иннокентию III (1198—1216). Трёх монархов — германского императора, фран-цузского и английского коро-лей — он отлучил от церкви.

На их страны был наложен интердикт — временное запре-щение совершать богослужение и церковные обряды. Посколь-ку церковь регулировала мно-гие стороны жизни человека и общества, подобное запреще-ние, по существу, парализова-ло страну. Иннокентий III за-ставил светских правителей Западной Европы признать главенство папской власти. Многих монархов он сделал вассалами папского престо-ла и заставил платить регулярный налог. Иннокентий III расширил пределы Папского государства. Папа подвергал своему суду всех, а сам находился вне всякого суда. В упоении своим могуществом Иннокентий III провозгла-сил себя « наместником Христа».

Борьба с ересями

Всевластие пап, усиление давления церкви на общество порождали сопро-тивление. Часть мирян начала искать пути к Богу без посредничества церкви. В народе по-явились толкования христианства, далёкие от церковных. Набирали силу различные ереси. Еретики объявили католическую церковь «тво-рением дьявола». «Грязной» церкви они проти-вопоставили «чистую». Сторонников «чистой» церкви называли катарами (чистыми). Особен-но широко ереси распространились на юге Франции и в Северной Италии. Центром ерети-ческого движения на юге Франции был город Альби. По названию этого города еретиков называли альбигойцами . Иннокентий III орга-низовал Крестовый поход против альбигойцев. Силами рыцарства Северной Франции альби-гойская ересь была подавлена. Еретиков сжига-ли на кострах, убивали и преследовали. Юг Франции надолго пришёл в запустение.

Папа Иннокентий III

Инквизиция

Для борьбы с ересями папским престолом была создана инквизиция (от латин-ского слова «инквизицио» — расследование). По всей Западной Европе были организованы инквизиционные суды (трибуналы). Они использовали тайное следствие, доносчиков и пытки для выявления еретиков. Высшей мерой наказания для еретиков было сожжение на костре. Поскольку считалось, что инквизиция, представлявшая церковь, не может лишать людей жизни, для исполнения смертных при-говоров её жертв передавали светским властям. Инквизиция действовала в некоторых странах Европы вплоть до XIX в. Материал с сайта

Нищенствующие ордены монахов

В конце XII в. в на-роде широко распространилось поклонение Святой Даме Бедности. В этом выразилось народное возмущение накоплением церковью огромных богатств и её безразличием к бед-ным и обездоленным людям. Появились про-поведники добровольной нищеты как пути приближения к Богу. Самым замечательным из них был Франциск Ассизский. Ещё в юности он, сын богатого купца, отказался от дома и богатств, стал нищим странником. Вначале над ним смеялись и осуждали его. Но вера Франциска была столь искренней, а проповеди исполнены такой глубокой любви к Богу, что вскоре у него появились после-дователи, «меньшие братья». Папа Иннокен-тий III не стал преследовать Франциска, а, напротив, решил, что такой популярный сре-ди бедняков проповедник будет полезен церк-ви. С папского одобрения впоследствии был учреждён нищенствующий орден францисканцев. Франциска Ассизского като-лическая церковь провоз-гласила святым.

Святой Франциск Ассизский обра-щался с проповедями не только к людям, но и к цветам, животным, птицам, морю. В его словах звучало восхищение всеми Божьими творе-ниями, убеждённость в единстве всего Божьего мира. Он взывал к христианской любви в жестоком воюющем мире.

Для борьбы с ересями был создан ещё один нищенству-ющий орден — доминикан-цев. Его основателем был Доминик де Гусман, испан-ский монах. Папство поручи-ло этому ордену руководить инквизицией. С проповедя-ми доминиканцы проникали в отдалённые уголки мира. Ещё в XIII в. они достигли Китая. Доминиканцы также занимались углублённым изучением теологии (бого-словия). Из их среды вышел крупнейший католический богослов Фома Аквинский.

Эмблемой доминиканцев была соба-ка с зажжённым факелом в зубах. Подчёркивая свою преданность церк-ви, они называли себя «псами Гос-подними».

На этой странице материал по темам:

  • Почему папы римские вели борьбу со светсками монархими

  • История католической церкви 11-13 веков

  • Реформы католической церкви 11-13 веков

  • Доклад на тему папа иннокентий кратко

  • Доклад на тему борьба с еретиками в 13 веке

Вопросы по этому материалу:

Католическая церковь в XII-XIII веках

Процесс становления и развития городов в X-XIII вв. завершил формирование основных структур феодального строя. На период зрелого (классического) Средневековья приходится время расцвета феодализма. К XIII в. католическая церковь, принимавшая самое активное участие в складывании феодальных порядков, была не только мощной иерархически организованной структурой, обладавшей своими финансовыми ресурсами, собственным административно-судебным аппаратом, канцелярией, но и являлась важным составным элементом хозяйственной и социально- политической системы, владевшей третью обрабатываемых земель Западной Европы. Церковь была главным наставником не только в религии и связанной с ней культуре, но и во всех сферах жизни как для общества в целом, так и для отдельного человека.

В церковной проповеди находили отражение и важнейшие события христианства, и смена времен года, и циклы трудовой деятельности; определялись ключевые моменты в жизни верующих; уделялось внимание крещению младенцев, воспитанию и социализации детей; освещались вопросы брака, семейной жизни, другие насущные проблемы (рис. 12.5).

Рис. 12.5.

Фреска из монастыря Санти-Куаттро-Коронати. XIII в. Рим

Сюжет иллюстрирует текст поддельного документа - так называемого Константинова дара (изготовлен в VIII-IX вв.), который, с точки зрения папства, обосновывал верховные права Святого престола над светскими властями

Выработанная в христианстве шкала добродетелей и грехов во многом отразила общечеловеческие нормы морали и оказала плодотворное влияние на поколения людей. Церковь в Средние века определяла ценностные ориентиры и этические нормы поведения людей, создавала образ мира, иерархию космоса, где Земля была центром Вселенной, рассказывала о происхождении рода людского и предсказывала его будущее. Церковь накопила колоссальный опыт не только сохранения мощных консервативных традиций, но и лавирования, приспособления к новым условиям жизни, умения найти в них пути для приобретения выгоды.

Реформы клюнийцев, борьба за инвеституру, конфликт папства с Фридрихом Барбароссой, как и многое другое в церковной политике, к началу XIII в. дали результат. Понтификат Иннокентия III (1198-1216) не случайно стал вершиной теократических достижений эпохи (рис. 12.6). Иннокентий сумел превратить в своих вассалов королей Англии, Арагона, Португалии, царя Болгарии, властителя Сербии; налагал интердикты на целые страны - Англию и Францию; смог добиться поражения еретиков-альбигой- цев на юге Франции, организовав для этого специальный крестовый поход.


Рис. 12.6.

Церковь Сакро Спеко в монастыре Субиако. Италия

Папа Иннокентий занимался подготовкой Четвертого крестового похода, который привел к разгрому Византии и созданию Латинской империи; поощрял экспансию немецкого рыцарства в земли прибалтийских племен; основал два новых нищенствующих монашеских ордена - францисканцев и доминиканцев, ставших вскоре одним из главных инструментов церкви и папства в борьбе с еретиками. Понтифик способствовал деятельности университетов в Париже и Оксфорде, видя в них ученую опору теологии и права, особенно церковного; провел крупнейший в Средние века IV Лате- ранский собор 1215 г., обновив церковное законодательство, а с ним и ряд церковных порядков, направленных на борьбу с ересями и инаковерием.

Учение католической церкви стало основой, пусть еще четко не осознаваемой, для образования культурной общности различных этносов и территорий Западной Европы. Несмотря на разницу условий жизни, языков, психологических, эмоциональных, поведенческих и иных особенностей, каждого человека, подлежавшего духовному окормлению во имя заботы о его спасении, ожидал от рождения до могилы одинаковый в разных странах культовый порядок. Всюду церковь опиралась на внушаемое религией чувство вины, восходящей к догматам о первородном грехе и его последствиях, и страх верующего перед всезнающим и всемогущим Богом, перед грядущей ответственностью за каждый свой помысел, желание, слово, поступок. Однако эти основы были неотделимы от другого мощного комплекса представлений, связанных с понятиями смертной жертвы Христа во имя спасения людей, милосердия Божьей матери, любви к ближнему, заботы о бедных, угнетенных и страждущих, о помощи святых. Двойственность проявлялась и в сочетании проповеди равенства всех верующих перед Богом и фактического оправдания социального неравенства как неизбежных явлений земной жизни.

Католическая церковь отличалась категорическим неприятием веротерпимости, считала себя единственной истинной церковью, воспитывала в своих верующих чувство заведомого превосходства над всем, что несло на себе печать язычества и ииоверчества. В ней была исключительно велика ориентация на признаваемые церковные авторитеты, что приводило к бесконечным ссылкам на них, повторам всего канонического, опасениям новизны, что порождало замедленный темп развития культуры. Важную роль играл запрет на самостоятельное чтение и трактовку Библии. Проповедование своего понимания текстов запрещалось всем, кроме духовенства, чему помимо запрета препятствовало и то, что в ходу был лишь канонизированный латинский перевод Священного Писания - Вульгата.

Несмотря на всеобъемлющий контроль церкви над моралью общества и отдельного человека (в последнем случае особенно важным были обязательность и восиитующая роль исповеди и покаяния), повседневная практика постоянно показывала примеры нарушения в среде духовенства и монашества их же собственных правил жизненного поведения. Результатом этого была не только критика со стороны общества, но и внутрицер- ковная самокритика.

2. Богатство церкви 1. Духовенство и его цели 3. Разделение церквей 5. Еретики 4. Папская власть при Григории VII и Иннокентии III 6. Инквизиция и нищенствующие ордена

Религиозные мыслители делили общество на 3 сословия. Первое и самое главное сословие – духовенство. Христианская мораль требовала выполнения законов Библии. Считалось, что грешник может спастись раскаянием и исповедью. Образцовый христианин – нищий, отказавшийся от имущества. Часть своих доходов церковь должна была отдавать нуждающимся. Сословия – большие группы людей с одними правами и обязанностями, передающимися по наследству. Сословия средневекового общества Средневековый монах

Но при этом церковь обладала огромными богатствами и была крупнейшим землевладельцем. Со всего населения Западной Европы церковь брала десятину – налог, составляющий 1/10 дохода. Церковь получала огромные доходы от торговли индульгенциями. Осуждая ростовщичество, церковь сама занималась этим. Индульгенция – это особая грамота, выдающаяся церковью за деньги, о прощении грехов. Распределение земель в Средневековье Индульгенция

До середины XI века церковь считалась единой, но в Византии её главой был константинопольский патриарх, а в Западной Европе – папа римский. Из-за господства над церковью между папой и патриархом шла острая борьба. Между церквями на Западе и Востоке существовали различия. В 1054 г. Произошло окончательное разделение церкви на католическую (на западе) и православную (на востоке). Отличия между католической и православной церквями Главы церквей на западе и востоке Константинопольский патриарх

С середины IX века власть папы крайне ослабела. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран фанатик Григорий VII . Между императором Генрихом IV и Григорием VII развязалась борьба, которая с переменным успехом длилась долгое время. В Западной Европе единственной сплоченной организацией была церковь, что позволяло папам вести борьбу за господство с феодалами. Наибольшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III . События борьбы Феодальная лестница при Иннокентии III в некоторых странах Иннокентий III Григорий VII

На церковных соборах были постепенно выработаны догматы – непреложные истины христианской веры. Между Библией и догматами существовали значительные расхождения, что возмущало верующих. Среди людей время от времени стали появляться еретики, критиковавшие церковь. Церковь боролась с еретиками, отлучала их от церкви, организовывала военные походы против еретиков. Еретики – противники господствующего вероучения церкви. Требования еретиков к церкви Казнь еретиков

Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке церковный суд – инквизицию. В борьбе инквизиция использовала слежку и доносы. Обвиняемых подвергали пыткам, а часто сжигали на костре. Видя, что народ почитает живущих в бедности, папы образовали в начале XIII века нищенствующие ордена монахов-проповедников. Главные ордена – это орден францисканцев Франциска Ассизского и доминиканцев Доминика Гусмана. Действия инквизиции Характеристика орденов Доминик Гусман и Франциск Ассизский

Поделиться: